Михайловский театр – один из старейших театров России, основанный в 1833 году по указу императора Николая I. Архитектор Александр Брюллов виртуозно вписал здание театра в уже сложившийся ансамбль Михайловской площади, создав фасады по проектам Карла Росси.
Своим названием театр обязан великому князю Михаилу – брату Николая I. Первоначально театр предназначался для императорской семьи, двора и приближённых, и даже когда его открыли для широкой публики, в нём сохранялась великосветская атмосфера.
До революции на сцене Михайловского давали спектакли французская и немецкая труппы, выступали звёзды русской и европейской сцены. Здесь проходили гастроли МХАТа и Сары Бернар, танцевала Матильда Кшесинская, пел Фёдор Шаляпин, опереттой «Цыганский барон» завершил свои петербургские сезоны король вальсов Иоганн Штраус.
6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда. В 1920 году он получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921-м – был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м – в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).
В его стенах творили выдающиеся музыканты и танцовщики, начинали свой творческий путь многие великие дирижёры, среди которых Самуил Самосуд, Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов. В 30-е годы театр получил неофициальный статус «лаборатории советской оперы»: на его сцене впервые были поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, увидела свет новаторская «Пиковая дама» в постановке Всеволода Мейерхольда, здесь состоялась мировая премьера оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Балетную труппу в 1933 году создал и возглавил выдающийся танцовщик и хореограф Фёдор Лопухов, преемниками которого были Игорь Бельский, Олег Виноградов, Николай Боярчиков, Фарух Рузиматов.
В 2001 году Михайловский театр вернул себе историческое имя, в 2007 – славу самого светского музыкального театра Петербурга.
Сегодня в театре сформировался уникальный репертуар. Некоторые из знаменитых классических балетов идут в версиях, которые не представлены ни на какой другой сцене: «Жизель» и «Корсар» в редакции Никиты Долгушина, «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена, «Светлый ручей» в постановке Александра Омара. Отдельная глава в балетном репертуаре – спектакли знаменитого испанского хореографа Начо Дуато. В Михайловском театре, балетную труппу которого он возглавляет с 2011 года, Дуато 16 балетов. Среди них одноактные шедевры мастера, полноформатные «Ромео и Джульетта», «Многогранность. Формы тишины и пустоты», а также версии классических балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Баядерка», «Лебединое озеро».
Оперный репертуар включает с в себя мировой музыкальной классики. На сцене Михайловского театра представлены и классические постановки, и современные трактовки знаменитых опер. Среди последних премьер – «Кармен» и «Евгений Онегин» в постановке Начо Дуато, «Дама с камелиями» и «Богема» в режиссуре Владимира Кехмана.
Сегодня труппа Михайловского театра объединяет талантливых молодых артистов оперы и балета. Концертмейстером оркестра театра с 2021 года является знаменитая скрипачка, заслуженная артистка России Ольга Волкова. Музыкальный руководитель театра – маэстро Александр Соловьев.