Нашу коллекцию спектаклей для семейного просмотра пополнит балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок». Полноформатная трехактная постановка будет интересна и детям, и взрослым — всем, кто ценит балетные спектакли, выполненные в классических традициях. Знакомая с раннего детства история рассказана в балете с озорством и лукавством.
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Наша самая любимая публика — дети, и в сезон, который для меня как художественного руководителя театра будет юбилейным, я попросил сделать спектакль для семейного просмотра. Он выходит в самое нужное время, когда по решению президента и правительства начинает работать программа “Пушкинская карта”. Это совершенно беспрецедентное решение: подростки и молодежь, все те, кому от 14 до 22 лет, получат субсидию для посещения культурных мероприятий. Я очень надеюсь, что эта аудитория станет нашим главным зрителем».
Конёк-Горбунок, Иван, его завистливые братья Данила и Гаврила, Царь-девица и другие персонажи перенеслись на балетную сцену со страниц замечательной сказки Петра Ершова. Крестьянский сын Иван с помощью неказистого с виду Конька, ставшего ему верным другом, преодолел все испытания: поднимался под облака, опускался на дно моря-океана, знакомился с чудесами подводного царства, а под конец искупался в кипящем котле и вышел оттуда чудо-красавцем. Выполнив приказы и прихоти глупого Царя, бесхитростный, но везучий парень занял его место: женился на Царь-девице.
Родион Щедрин сочинил балет совсем молодым, когда учился в консерватории. Эту раннюю работу признанный классик считает этапной, очень важной для своего творческого самоутверждения. Музыка искрится весельем и дает свободу для пластических решений. Постановщик спектакля Михаил Мессерер опирается на хореографию Александра Радунского, который первым обратился к этой партитуре и создал в 1960 году спектакль на сцене Большого театра. «Зрители оценят пластическое богатство и танцевальную свежесть балета Александра Ивановича Радунского, — говорит Михаил Мессерер. — А еще, надеюсь, их привлечет добродушная усмешка, юмор, элементы гротеска. Радунский вырос в семье цирковых артистов и, чувствуется, знал толк в хорошей шутке. Персонажи выразительные и живые, действие понятное и четко выстроенное».
Художник-постановщик Вячеслав Окунев в сценическом оформлении использует мотивы палехских росписей, предлагающих совершенно особый взгляд на сказочные и фольклорные сюжеты. «В Михайловском театре уже были спектакли, оформление которых доверяли художникам Палеха, — рассказывает Вячеслав Окунев. — Я обратился к этой традиции, поскольку она дает возможность показать героев очень выпукло и рельефно. Здесь полет фантазии опирается на мощные национальные корни, и почти исчезает грань между вымыслом и реальностью».
5 июня 2022 года в главных партиях выступят Анжелина Воронцова и Никита Четвериков. А в комической роли Царя дебютирует актер драматического театра и кино – Марат Башаров.
Rodion Shchedrin’s ballet The Little Humpbacked Horse is a new addition to our family-friendly repertoire. This full-length three-act production will be a treat for children and adults alike, and a delight for all those who appreciate ballet performed in the classical tradition. This production offers a wily, mischievous take on a story familiar to all Russian children.
Vladimir Kekhman, Artistic Director of the Mikhailovsky Theatre, says: “Children are our favourite audience, and in the season that will be an important anniversary for me as the Theatre’s artistic director, I asked if I could stage a performance for families. Our timing is perfect: the President and government have just launched the Pushkin Card scheme, an unprecedented opportunity for teenagers and young people aged 14 to 22 to make use of a government grant to attend cultural events. I very much hope that these young viewers will become our main audience.”
The Little Humpbacked Horse, Ivan and his envious brothers Danila and Gavrila, the Tsar Maiden, and the ballet’s other characters come straight from the pages of the wonderful fairy tale by Pyotr Yershov. Nothing is too much for peasant boy Ivan with his loyal (if rather unprepossessing) friend Horse by his side: he climbs up to the clouds, travels to the bottom of the sea, admires the wonders of the underwater kingdom, and finally bathes in a boiling cauldron, which miraculously turns him into a handsome man. Having carried out all the orders issued by the brainless Tsar and catered to his every whim, the ingenuous but lucky young man takes the Tsar’s place and marries the Tsar Maiden.
Rodion Shchedrin composed the ballet at a young age, while still a student at the conservatory. This early work is considered to be a milestone that played a significant role in affirming his creative identity. The music sparkles with fun, and allows choreographers and performers a great deal of freedom. The director, Mikhail Messerer, has drawn from choreography by Alexander Radunsky, who was the first to use Shchedrin’s score when he staged the ballet at the Bolshoi Theatre in 1960. “The audience will appreciate the variety and freshness of the dancing in Alexander Radunsky’s ballet,” says Messerer. “I hope they will also be charmed by the ballet’s good-natured humour, sense of fun, and elements of the grotesque. Radunsky grew up in a family of circus performers and one gets the feeling he knew what makes a good joke. The characters are expressive and lively, and the action is easy to follow.”
Stage designer Vyacheslav Okunev has included in his stage design motifs from traditional Russian Palekh murals, with their distinctive take on fairy tales and folklore. “Palekh designs have been used before in Mikhailovsky Theatre performances,” says Okunev. “I turned to the Palekh tradition because it really makes the characters seem larger than life. The flight of fantasy inherent in this ballet has powerful national roots, and our staging blurs the boundary between fact and fiction.”