Театр балета Бориса Эйфмана отпразднует юбилей показом лучших спектаклей
В 2022 году исполняется 45 лет с момента создания Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. В июне и июле по случаю своего юбилея легендарный коллектив, любимый ценителями танца всего мира, покажет в родном городе на сцене Александринского театра избранные спектакли, которые составляют уникальный современный хореографический репертуар России, создаваемый Эйфманом и его артистами.
Большую праздничную серию выступлений труппы откроет представление балета «Евгений Онегин» (19 июня). 20 и 21 июня зрители увидят премьеру этого года – постановку «Чайка. Балетная история». Ранее новая пластическая интерпретация знаменитой пьесы А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и рок-композиции А. Ситковецкого была исполнена всего четыре раза и получила восхищенные оценки поклонников хореографического искусства.
Серия спектаклей продолжится 22 июня показом балета «По ту сторону греха», а 23 и 24 июня постановка «Эффект Пигмалиона» погрузит публику в великолепный мир бальных танцев. 25 и 26 июня на петербургскую сцену спустя три года отсутствия вернется балет «Русский Гамлет», который с особым нетерпением ждут зрители. Завершится блок выступлений выпущенным в прошлом году спектаклем «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Балет о французском комедиографе труппа станцует 1 и 2 июля.
Отметим, что празднование 45-летия коллектива Бориса Эйфмана продолжится в Москве. В рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» труппа привезет на Новую сцену Большого театра России спектакли «Чайка. Балетная история» (27 и 28 июля) и «Роден, ее вечный идол» (29 июля).
Генеральный спонсор мероприятий в честь юбилея Театра – Банк ВТБ.
Информация о спектаклях:
«Евгений Онегин»
Премьера балета «Евгений Онегин», поставленного на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого, прошла в 2009 году. В своем спектакле Эйфман соединил классику и современность. Герои пушкинского «Евгения Онегина» превращены в знаковых персонажей нашего времени, живущих на сломе веков. В 2010 году постановка получила премию «Золотой Софит» как лучший балетный спектакль. Ведущий солист Театра Олег Габышев, исполнитель партии Онегина, был награжден «Софитом» за лучшую мужскую роль в балете.
Спектаклю рукоплескали зрители США, Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Польши, Израиля и других стран.
«Чайка. Балетная история»
«Чайка. Балетная история» погружает зрителей в неповторимый, наэлектризованный страстями мир по другую сторону кулис – манящий и поражающий контрастами. В нем любовные интриги переплетены с муками творчества, личные драмы – с загадками рождения работ художников. «Открывая неизвестное» в каноническом чеховском тексте, Борис Эйфман исследует, как из бесконечно многообразного жизненного потока, объединяющего возвышенное и низменное, вечное и сиюминутное, появляются произведения искусства.
«По ту сторону греха»
Балет «По ту сторону греха» на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, (премьера датирована 2013 годом) – новое пластическое прочтение хореографом романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также сочиненный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.
«Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется», – отмечает Борис Эйфман.
«Эффект Пигмалиона»
«Эффект Пигмалиона» (премьера 2019 года) – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф.
Продолжая обретать вдохновение в соприкосновении с мировым культурным наследием, Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.
«Русский Гамлет»
Борис Эйфман поставил «Русского Гамлета» в 1999 году на музыку Л. Бетховена и Г. Малера. Премьера спектакля состоялась в ходе гастролей труппы в Варшаве. В феврале 2000 года балет был представлен в Большом театре России.
В своем спектакле хореограф обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
В 2017 году прошла премьера новой хореографической версии спектакля.
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана»
Выпущенная в 2021 году постановка «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза и Ж.-Б. Люлли – второе обращение Бориса Эйфмана к биографии и художественной вселенной знаменитого комедиографа. Как и представленный в 2001 году спектакль «Дон Жуан и Мольер», новый балет черпает драматургическую энергию в противоречивом единстве театра и действительности, в сложных, порой парадоксальных связях между автором и его персонажами. Однако теперь портрет многомерной личности французского литератора и актера прорисовывается Эйфманом с еще большей рельефностью.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознает, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. «Наш балет – картина тяжкого удела великого творца, чьими чернилами была кровь, а платой за возможность создавать вечное – жизнь», – говорит Борис Эйфман.
Постановка удостоена премии «Золотой Софит» сразу в четырех номинациях: «Лучший балетный спектакль большой формы», «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» (Олег Габышев – за роль Мольера), «Лучшая женская роль в балетном спектакле» (ведущая солистка труппы Любовь Андреева – за роль Арманды) и «Лучшее решение светового оформления в музыкальном театре» (Глеб Фильштинский и Борис Эйфман).