Театр им.В.Ф.Комиссаржевской сообщает о кончине народного артиста России Бориса Соколова

1 Марта 2022, 16:11

«Торопитесь восхищаться человеком, ибо упустите радость….»

Дорогие друзья, коллеги и зрители!
С глубоким прискорбием сообщаем, что 26 февраля 2022 г. скончался народный артист России, добрый, удивительный человек БОРИС СОКОЛОВ.

Борис Михайлович Соколов – один из выдающихся актеров Ленинграда-Петербурга. Об артисте писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени. «Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них - Борис Соколов»
Его очень любили в театре – за великолепный юмор, за мощный талант, за добродушие, спокойствие и теплоту. В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской он служил с 1977 года - 45 лет. Последний его спектакль – лирическая трагикомедия «С тобой и без тебя», где Соколов сыграл сильного и нежного Сэма. Те, кто хотя бы раз видел Соколова на сцене, запомнили его на всю жизнь. Его герои в спектаклях «Кин IV», «Возвращение к жизни», «Генерал Серпилин», «Приглашение в замок», «Святая святых», «Прощай, клоун!» «Дни Турбиных», «Французские штучки», «Полоумный Журден» и многие, многие другие становились родными, близкими, осязаемыми и настоящими.
Мы скорбим вместе с родными и близкими.

Гражданская панихида состоится в театре 2 марта с 11 до 13.00.
Отпевание и прощание в крематории - в 14.30

Народный артист России Борис Михайлович Соколов

Из биографии:
Родился 18 марта 1944 года в Уфе.
1961 г. — поступил на актерский факультет Киевского театрального института им. Карпенко-Карого.
1964 г. — перевелся на заочное отделение ГИТИСа им.Луначарского
1964 – артист Драматического театра Балтийского флота г. Лиепая.
В 1965 г. — окончил Московский государственный институт Театрального искусства.
С 1966 — артист Русской драмы им. Маяковского (Душанбе).
1968 — 1973 гг. — актер Рижского театра русской драмы.
1973 – 1975 гг. – артист театра им. Ленинского Комсомола
1975 – 1976 гг. артист БДТ им. М. Горького.
С 1977 г. – артист театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Награды и премии:
Награжден медалью «ХХ лет Победы над Германией».
Удостоен премии «За лучшую роль года».

2018 — награжден Памятной медалью Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации за проведение шефских концертов в районах боевых действий Демократической республики Афганистан в 1988 г.

В 20 лет Борис Соколов впервые вышел на сцену киевского театра, а в 1965 году  — уже учился в Москве, в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. Борис Соколов работал с такими известными кинорежиссерами, как И.Авербах («Объяснение в любви»), В.Мотыль («Звезда пленительного счастья»), Г. Полока… По окончании учебы Борис Соколов уезжает в Ригу, где театр Русской драмы переживает свой  «золотой век». За пять лет им было сыграно 20 ролей. В Ленинград Б. Соколова пригласил Г.А. Товстоногов, но вскоре актер пришел в Театр Ленинского комсомола к молодому Г. Опоркову.

В 1977 году, после долгих метаний, судьба привела его в театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Здесь, на пике популярности в стране театра Рубена Агамирзяна, расцвел и дал корни талант артиста. Художественный руководитель театра Рубен Агамирзян предложил сыграть Кэлина в пьесе И. Друцэ «Святая святых». Роль оказалась судьбоносной. Теперь зритель шел не просто на спектакли театра им. В.Ф. Комиссаржевской: шел на Соколова. За эту свою любимую роль Келина актер был отмечен дипломом Ш степени Всероссийского смотра национальной драматургии в театрах РСФСР.

Его мягкий теплый талант был универсален, его индивидуальность естественно оттеняла легкая вальяжность и юмор. И если его героическим персонажам был не чужд юмор, то характерные, вроде «Полоумного Журдена», вызывали сочувствие.
Полнота жизненных сил, выразительность лепки характеров, глубокое постижение роли, безупречное владение техникой, точная передача режиссерского замысла не в ущерб собственному пониманию роли, яркая фактура, неподражаемый голос  – все это стало залогом творческого успеха актера. Его уникальный разносторонний талант  открыл индивидуальность, в которой есть и теплота, и мягкий лиризм, и скрытая ирония умного человека.

За 45 лет работы в театре сыграны десятки самых разноплановых ролей. Незабываемы его гротескный Ноздрев в «Чичикове» Булгакова, вальяжный и умный  Вождь в притче  В. Шендеровича «Тезка Швейцера», герои в спектаклях «Дни Турбиных», «Убийство Гонзаго», «Полоумный Журден», «Смерть коммивояжера», «Прощай клоун», «С тобой и без тебя».. В горинском «Кине» актер сыграл роль Актера. Это и кумир толпы, победоносный, мягко-романтичный и с доброй лукавинкой, светящийся юмором и любовью, — и актер поверженный, спивающийся гений, измученный запретами  власти и насмешками обывателей, но, вопреки всему, мощно и радостно творящий Театр на улице, в «декорациях» грозы и ливня. Удачно сложилась судьба излюбленного зрителями спектакля «Французские штучки», где Борис Соколов иронично и легко сыграл Альбера Ламара.  О герое Соколова из «Колымы» критика писала: «В образе, созданном Б.Соколовым, оживают те прекрасные, светлые люди, которых потеряло наше общество в страшный период сталинских репрессий. Алыпов у Соколова не просто сильный характер, он самоценен сам по себе. Это, прежде всего, наш современник, режиссер Народного театра, который пытается понять того, колымского Алыпова».

Спокойствием и уверенностью веяло от Бачаны Рамишвили в спектакле «Возвращение к жизни». Земная ось проходила через его сердце: не суетен, не мелочен, душевно щедр, человечен и мудр. Поэтическая стихия транслировалась им с удивительной силой и нежностью.

В 2010 году, войдя в слаженный годами спектакль «С тобой и без тебя», Борис Соколов сыграл Сэма – мужчину, который случайно вторгается в уютный мирок одиноких вдов… Его герой, сильный и нежный, робкий и настойчивый, заставил женщин, живших воспоминаниями, открыть те яркие эмоции, о которых они давно забыли… Борис Соколов мягко и мощно вел свою «виолончельную партию», низкими «басами» и единым сильным «дыханием» объединяя все «голоса» в красивый драматический квартет. Став своеобразным камертоном, он подарил каждой из женщин возможность снова взлететь на вершину чувств, снова почувствовать сладость и горечь полета, забыть о мерном привычном существовании…

Заведующая литературной частью театра Марина Заболотняя:

Прощайте, любимый Борис Михайлович... кем он был для нас? камертоном истины в искусстве сцены. Патриарх сцены, Борис Михайлович Соколов, - из тех редких личностей, которые в любой роли сохраняют профессиональное достоинство. Артист феноменального обаяния славился блестящим исполнением героев своего времени. В действительности же, его мягкий теплый талант был универсален и ломал любые жанровые рамки. Актерская индивидуальность оттенена юмором и вальяжностью, а потому героические персонажи были веселы, а комические образы похожи на настоящих героев. Глубокое постижение роли, безупречное владение техникой, точная передача режиссерского замысла не в ущерб собственному пониманию роли, яркая фактура, неподражаемый тембр голос всегда были гарантами творческого долголетия.

Работы последних лет доказывали это. Пожалуй, все ощутимее проявлялись в интонации ноты трагической иронии. Все неторопливее его величественные жесты, все лаконичнее средства выразительности. Не случайно одна из любимых тем творчества Соколова был путь художника. В «Комедианте» Д. Осборна он сыграл старого актёра мюзик-холла, хранителя добрых традиций и воспоминаний, ностальгически верно и правдиво выразив смысл и художественный стиль автора пьесы. Даже в исполнении роли престарелого мачо Гонзалеса из спектакля «Лето и дым» Т. Уильямса ощутима легкая грусть. Одной из актерских удач последних лет стала роль Сэма в спектакле «С тобой и без тебя». В 2010 году, войдя в слаженный спектакль, Б. Соколов обновил его в той же мере, в какой его герой, вдовец Сэм, неожиданно нарушил покой одиноких подруг. Сильный и нежный, робкий и настойчивый, Сэм заставлял женщин, живших воспоминаниями, почувствовать дыханье настоящей жизни, открыть в себе давно забытые желанья.

Борис Михайлович много снимался в кино и на ТВ. Фильмография исчисляется несколькими десятками наименований. Блестящая карьера киноактера берет начало с начала 1969 года: он работал с такими режиссерами, как И.Авербах («Объяснение в любви»), В.Мотыль («Звезда пленительного счастья»), В. Латышев, В. Бортко, В. Трегубович, А. Рогожкин, Г. Полока, Д. Месхиев, С.Снежкин, А. Сокуров.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОЛЛЕГ 2014 ГОДА (тогда – к юбилею артиста):

 З.а.России Нелли Попова:
Это Артист – «глыба»: сильный, темпераментный, страстный и при этом  — с удивительным юмором, всевозможными байками актерскими, воспоминаниями. Борис Михайлович  — мой друг. К сожалению, это поколение титанов театра уходит, и мы теряем эту культуру, которая генетически закладывалась нашими педагогами мастерства: по отношению к профессии, партнеру на сцене.

З.а.России Маргарита Бычкова
Когда в 1985 году должен был набирать курс Рубен Сергеевич Агамирзян, я очень хотела к нему поступить только из-за того, что в театре Комиссаржевской работал мужчина моей мечты и красоты сумасшедшей Борис Михайлович Соколов. Но, несмотря на то, что я поступила к другому мастеру, судьба все равно свела нас вместе на одной сцене. Борис Михайлович очень хороший артист: разноплановый, многогранный — от яркого гротеска до высокого трагизма. Кроме всего прочего, он мастер устраивать курьезы и красиво из них выходить…. Обладает тончайшим чувством юмора — графско-королевским, благородным.

Гример театра им.В.Ф.Комиссаржевской Вера Николаевна Ландграф
Борис Михайлович Соколов  — потрясающе мягкий и очень симпатичный человек, души у него много, доброты. Мы все его очень любим и любили в спектаклях «Дни Турбиных», «Святая святых», во «Французских штучках», в «Дипломате». Мне, как гримеру, с ним всегда было легко — у Бориса Михайловича лицо такое изумительное, абсолютно беспроблемное, хорошее лицо актерское такое. Были парички, бороду я ему клеила, а уж усы всегда были свои…

З.а.России Александр Вонтов
Я до сих пор вспоминаю его Мышлаевского в «Днях Турбиных»  — эта роль ему близка и  по характеру, и по внутреннему содержанию. Это было безусловное стопроцентное попадание. У него был замечательный Кэлин в  «Святая Святых»  — человек, относящийся ко всему происходящему искренне, с переживанием и болью.  Борис Михайлович общительный, открытый совершенно, с ним очень легко работать.

Заслуженная артистка России Валентина Панина:
Боренька – это какое-то светлое и мудрое начало. У меня ощущение, что он в чем-то близок буддистской мудрости, в которой нет агрессии, по которой человек и весел, и мудр, и печален. Он может на что-то негодовать, но без злобы. Мы с ним играли спектакли, очень важные для меня в жизни. «Антигона в Нью-Йорке», «Убийство Гонзаго», «Полоумный Журден», «Французские штучки». Длинная череда творческих поисков в разных жанрах. Соколов был блистательным всегда, везде – совершенно неотразим. Красота у Бори сочетается с мужественностью, с великодушием. А последнее качество – вещь редкая. К тому же он терпелив. Еще - немножечко сибарит, любит созерцательность и чем-то напоминает мне Владислава Игнатьевича Стржельчика: по своей породе, чистоте, элегантности. У него есть украинские корни, и в этом тоже есть какая-то изюминка. Когда начинает говорить с украинским акцентом, возникает особый колорит. А вообще у него прекрасная русская речь.

Наш незабвенный Рубен Сергеевич Агамирзян говорил, что за стенами театра и в наших семьях могут происходить какие угодно бури, ураганы – всё, что угодно. Но только от всех нас зависит, какой будет наша жизнь в театральном доме – чтобы здесь нам было всегда хорошо, интересно, чтобы хотелось сюда идти. И Боря вместе с плеядой замечательных актеров жизнью своей строили и сохраняли душу этого места.

«Торопитесь восхищаться человеком, ибо упустите радость….» - говорил один индийский мудрец. И вот это ощущение постоянного открытия друг друга, прощение недостатков и восхищение достоинствами несёт Боренька своим служением театру.

Он умеет проявлять в людях какие-то прекрасные качества, ведь внутри каждого это все есть, а возможности проявиться не всегда возникает.

Он не ангел, не идеал, как и все мы, но именно с ним легко на сцене в любом жанре: с ним рядом кажется, что ты можешь всё. Это он, как партнер, давал такую уверенность, когда понимаешь, что тебя «слышат». Т.е. за ним всегда очень хорошо и удобно идти – он тропу прокладывает, и дальше - как летом босиком по траве…..

Есть мастера, которые знают, как построить фразу, как собрать каркас роли, и можно догадаться о механизме. А Боря на сцене органичен, и в этом я могу его сравнить с Меркурьевым Василием Васильевичем. Он никогда, как говорят, «не надевает костюм роли», но при этом меняется внутренне абсолютно. В спектакле «Прощай, клоун» по мотивам феллиниевской «Дороги» вместе с Танечкой Кузнецовой Боря существовал на какой-то удивительной волне! Что это была за свобода! И сам он, как река, течет: есть препятствие, плотина – он набирает, набирает, а потом водопадом обрушивается, т.е. какое-то живое дело у него.

Отрицательные роли (вот в этом, может быть, его недостаток актерский) ему не по силам - уж очень было бы обаятельным ЗЛО. А Боренька – это уникальная доброта, уникальная гармоничная атмосфера, которая пульсирует и переливается разноцветьем. Он мне вообще каким-то жемчужным кажется, потому что сфера – талантливая и наполненная чем-то живым – всегда мне представляется какой-то живой субстанцией, обладающей сознанием и абсолютной органикой. Вот он - такой.

Заслуженная артистка России Татьяна Самарина:
Уникальный артист! Умный, ироничный, безоговорочного обаяния. Когда он выходит на сцену, кажется, что он заполняет собой всё пространство. Дорогой мой Мышлаевский! Сколько мужества, сколько доброты, тепла и иронии в этом человеке! А как Боря читает стихи, как он читает Шевченко на украинском языке! Боречка -очень хороший партнёр. Есть много хороших актёров, но не все они - хорошие партнёры. А хороший партнёр-это счастье. Глаза, руки, душа...глаза в глаза... Большой, красивый человек с бархатным голосом и всегда улыбающимися глазами. Можно считать это признанием ему в любви.

Мое первое впечатление – это Боря в спектакле «Святая святых» - я увидела невероятного артиста – это было потрясением и счастьем, энергетика невероятная, невероятное богатство душевное. И все его дальнейшие персонажи были наделены обостренным чувством совести и человеческой порядочности. Его герои всегда трудно жили, всегда трудно вписывались в этот мир со своими очень точными понятиями, что хорошо, а что плохо. В нем всегда – какая-то нежность, ироничные глаза и улыбка в усы….». Чеширский кот» - это ему очень подходит…Когда он читает стихи – это такая глубина, теплота, такая боль – особенно мне нравится, как он читает Шевченко.

Где-то в 80-е мы ездили на гастроли в Москву с несколькими спектаклями. И один из маститых критиков тогда сказал: «Москву сложно заставить плакать, Москва слезам не верит, но два ваших артиста – Валентина Чемберг («Новоселье в старом доме») и Борис Соколов в «Святая святых» заставили Москву плакать…».

Заслуженная артистка России Елена Симонова:
Борис Михайлович – это моя первая любовь, обожаемый мною партнер! Собственно, с него у меня начались лирические любовные истории в театре. Это спектакли «Последняя любовь Насреддина» (Зульфия и Насреддин), «Кин IV», «Прощай, клоун!». У меня такое ощущение, что и первый поцелуй у меня был с Борисом Михайловичем (я попала в театр еще студенткой) - во всяком случае, сценический – точно! Тогда это вообще был секс-символ театра. Мой педагог Светлана Михайловна Кудрявцева, когда узнала, что я буду играть вместе с Борисом Михайловичем, сказала мне: Лена, я вас поздравляю. Это первый в городе герой-любовник, в него влюблены практически пол Ленинграда. Самые впечатляющие романы в театре были при Борисе Михайловиче Соколове, а до его женитьбы - просто буря эмоций! Борис Михайлович - удивительный человек, внимательный. Он идеал мужчины, у него колоссальное чувство юмора, причем и в жизни, и на сцене. Он всегда тебя подержит. А ты можешь спокойно расслабиться и плыть по течению с этим человеком, партнером, - это огромное наслаждение с ним работать. Он легкий, воздушный. Помню первые свои гастроли – это постоянное чтение стихов, они с нашим худруком Виктором Абрамовичем ходили и безостановочно читали стихи. Женщины, конечно, «штабелями складывались». И у меня, на самом деле, было ощущение, что Борис Михайлович Соколов – это Казанова города и, конечно, театра. У него всегда были и есть поклонницы. Так, например, на спектакле «Кин IV» у них со Станиславом Николаевичем Ландграфом были у каждого – свои поклонницы, они ходили регулярно, на каждый «Кин IV», дарили какие-то большие пакеты с пирогами или книгами актеров забрасывали - не знаю. Но каждый раз это было что-то грандиозное! И женился Борис Михайлович не рано, вероятно потому, что не мог себя разделить на всех женщин. Все его обожали, потому что его невозможно не любить. Сейчас, к сожалению, мы очень редко видимся и уже не в любовных историях. Но я ему желаю только здоровья! Мы его помним, ждем в театр и очень хотим, чтобы еще не раз прозвучала соколовская нота – такая неповторимая в театре никем.

З.а.России Ольга Белявская
Когда я пришла в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, Борис Михайлович стал моим первым партнером по сцене в спектакле «Полоумный Журден», где у него была главная роль, а я играла дочку Журдена. Потом были чудесные «Французские штучки», где он играл поразительно, талантливо и очень смешно. Он абсолютно фантастический актер, безумно органичный, все из себя вынимает. И человек он замечательный – прекрасный, открытый, чудесный, такой души большой. Что бы он ни делал, какие бы разные образы ни создавал, — всегда на первом плане его харизма и индивидуальность. Я его очень люблю.

Народный артист России Иван Краско:
Когда я с ним познакомился, ощущение было такое, что знаю его всю жизнь. Это какие-то душевные совпадения и настрой – Боря же очень природный человек, настоящий. Когда  он сыграл одну из первых ролей в нашем театре — Кэлина в спектакле «Святая святых»,  — это было и откровение, и восторг! Постепенно он вышел на первые позиции в актерском нашем деле, сыграл много шикарных ролей, с восторгом играл. Я не могу назвать ни одной его работы в роли мерзавца — вероятно потому, что он очень открытый и добрый человек — жизнелюб. Вот, например, Эдмунд Кин в моей памяти остался  только в его исполнении — я другого не знаю,  представить не могу и даже не хочу представлять. Беспутный гений, как называли Эдмунда Кина… То, что я видел в его исполнении, было для меня полным слиянием героя и артиста. По природе, по искренности и естественности я мог бы его сравнить с Пашей Луспекаевым. Вот такое природное дарование, настоящий артист. Женщины его обожают — как не любить такого шикарного мужика! 

Заслуженный артист России Александр Большаков:
Первый раз я его увидел в «Полоумном Журдене» – у него прекрасное, искрометное чувство юмора. Его энергии на пятерых хватит, поражает уверенность, с которой он владеет и залом, и артистами. Он  — король сцены! По-русски я бы сказал – Царь. И это действительно так, женщины в зале просто млели от восторга и млеют до сих пор. Дядя Боря (как мы его называем) блестяще играл Вилли Ломана  в спектакле «Смерть Коммивояжера». Безусловно, работая с такими мастерами, как Борис Соколов, — Мастерами с большой буквы, многому учишься.

Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской (сейчас – заведующий музыкальной частью) Артур Мкртчян:
Когда я впервые познакомился с Борисом Михайловичем, то испытал огромный восторг от фантазии человека, от юмора и доброты, которая от него исходит. Он  — как свет яркий, хочется постоянно находиться рядом с ним, испытывая и интерес, и радость – этот человек приносит радость. Я имел счастье играть с Борисом Соколовым в спектаклях «Чичиков», «Лето и дым». Буквально на днях повторяли фильм «Собачье сердце», и я с восторгом обнаружил там его, молодого, в роли циркового Конферансье. Я очень счастлив, что живу в этой эпохе с ним, потому что он – из больших мастеров, зубров своего дела. Приходится не то что бороться, а доказывать, что ты чего-то стоишь. А если не стоишь, то и не будешь находиться с такими большими артистами на одной сцене.

Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской Юрий Ершов:
С Борисом Михайловичем я встретился на спектакле «С тобой и без тебя». Он удивил меня своей изысканной вежливостью и экстравагантным поведением. Он неспешен, каждое его слово очень взвешенное, за ним невероятно интересно наблюдать. Он действительно впечатляет, потому что необыкновенно себя подает, даже когда просто молчит. Есть в нем какое-то сердечное качество, какое-то вселенское добродушие, которое сильно подкупает. Борис Соколов для меня  — очень благостный человек. На первом месте у него искренность, душевность и доброта, вот этому я бы хотел у него научиться.

Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской Александр Анисимов:
Когда я увидел Бориса Михайловича Соколова в легендарном спектакле нашего театра «Французские штучки», это было удивительное пиршество искусства, радость мастерства. Станислава Ландграфа и Бориса Соколова в этом спектакле начинали обожать с первых минут их появления. У Бориса Михайловича удивительное чувство юмора, мужская энергетика, но при этом мягкая — энергетика бесконечно обаятельного человека, и еще глубина подлинная, настоящая. Как-то я сидел на репетиции спектакля «С тобой и без тебя», а Борис Михайлович с Татьяной Кузнецовой повторяли сцену. Он сказал всего несколько фраз, но  настолько искренне, емко и по существу, что у меня буквально слезы стояли в глазах. Это было чем-то потрясающим и восхитительным. У него можно многому научиться, но главное – умению быть настоящим хозяином на сцене и получать огромную радость от нахождения там. Он словно ведет зрителя, держит его в постоянном внимании. С ним легко работается, он настолько убедителен, что, попадая в его энергетическое поле, начинаешь существовать по-другому, в другой какой-то плоскости, переходишь в новое измерение под воздействием его таланта. Он умеет заражать не только зрителей, но и партнеров по сцене.

Заслуженный артист России Анатолий Худолеев:
Мы с Борей 34 года вместе служим в театре им.В.Ф.Комиссаржевской и связаны очень — это самый близкий и дорогой мне человек.. И в судьбе у нас оказалось много общего: он в различных театрах, городах побывал, и я тоже,  потом судьба свела здесь. Корней Чуковский как-то сказал, что «в России надо жить долго», вот тогда что-нибудь дождешься. У Бори судьба повернулась так, что ему не надо было долго ждать. Первую же свою роль в спектакле И. Друце «Святая святых» он блистательно сыграл – просто блистательно, и сразу стало понятно, что в театр пришел большой, крупный, настоящий артист. У Бори диапазон широчайший, а еще он щедрый,  эрудированный человек, прекрасно знающим поэзию и с блистательным юмором. И. вспоминая все невероятное количество ролей, им сыгранных, можно сказать, что у него на редкость счастливая актерская судьба.

Критик Алексей Гусев о Борисе Михайловиче Соколове в роли Билли Райса в спектакле по пьесе Осборна "Комедиант: "Соколов играет именно то, что написано: старого актёра мюзик-холла, хранителя добрых традиций и воспоминаний, с длинной и подробной биографией (все остальные персонажи рождаются в момент поднятия занавеса), с бесчисленными речевыми и движенческими штампами, количество и разнообразие которых составляет его профессиональную гордость — и за которыми, в отличие от сына, он всё ещё чувствует смысл и стиль. И когда на премьере, исполняя русскоязычную версию “ Let my people go ”, артист спел — от имени Бога — не «Слушай, Мозес», а «Слушай, Мойша», в этом, воля ваша, было больше правды и верности пьесе, чем во всём остальном спектакле. Ведь это именно то святотатственное панибратство, которое сквозило у Осборна в купированном анекдоте финала — и в котором кроется самый дух старого английского мюзик-холла. Если кто понимает, о чём я».

Два фрагмента счастливых зрительских воспоминаний:
В спектакле Рубена Агамирзяна «Дни Турбиных» Мышлаевский (перемёрзший почти до обморожения, пока ехал в неотапливаемом поезде) сидит и растирает себе ноги. Слева рядом стоит Станислав Ландграф — Алексей Турбин, держит в руках что-то наготове подать ему (полотенце, или стакан с водкой, или т.п.:). Вокруг поодаль — остальные действующие лица. Все молча стоят и смотрят, как Мышлаевский трёт онемевающие ноги, за-став-ля-ет их оживать, возвращаться к движению. Сцена длилась не_знаю сколько минут — описать не_могу, дыхание захватывало смотреть! Такая предельная тишина в зале, словно Гамлет умирает.

Шедевр, которому рядом могу поставить лишь одно-единственное: как Игорь Ильинский — Аким, зайдя в зажиточную сыновнюю избу, после долгой дороги, обмахивал веничком снег с худых своих лаптей («Власть тьмы» в постановке Бориса Равенских в Малом театре).

— В спектакле Рубена Агамирзяна «Начало» генерал, под командованием которого находятся части советских войск в «самом западном пункте СССР». (Читайте — Брест). В ночь перед нападением фашистской Германии.

Немецкие части совсем рядом. Нарастающим снежным комом поступает к генералу информация от разных людей, и военных и штатских, о том, что наступление вот-вот начнется. Но от верховного командования нет приказа (или разрешения) предпринять активные действия — поднять части по тревоге, начать вывозить детей… Активность нашей армии могла бы дать политический повод. Генерал понимает это с точки зрения государственной политики. Поэтому он находит в себе силы и выдержку «пассивно» ждать, он берёт на себя эту страшную тяжесть — не_нарушить приказа. Надеясь и одновременно не_надеясь, что поступит новый приказ… И в общем-то зная, всё более бесповоротно, что здесь уже при любом раскладе ничего и никого не_спасёшь. ЧтО будет и как будет.

За все три (или даже больше?) часа, которые длился спектакль, Соколов едва ли покидал сцену. Его герой постоянно в центре внимания — то выслушивает сообщения приходящих людей, то смотрит на телефон в ожидании звонка из Кремля. Но сам почти всё время — молчит. (Т.е., буквально, эта роль — главная роль большого произведения — имела очень немного слов, представляете?) И невозможно было отвести от него взгляд ни на секунду. — Вот ТАК он держал и электризовал своим молчанием. Явственно без слов передавая чудовищное, нечеловеческое нагнетание напряжения, страшную тяжесть раздумий и сомнений. Через его молчание буквально физически ощущалась утрата каждой уходящей, бесценной минуты! Сила натуры, бесстрашная честность, изумительная и трагическая способность брать на себя последствия чьих-либо решений… И простой такой, естественно возникающий героизм высочайшей пробы. В-ы-с-о-ч-а-й-ш-е-й.

Фильмография:
1969 – Суровые километры (реж. О.Николаевский)
1975 – Звезда пленительного счастья (реж. В.Мотыль) — Александр Раевский
1975 – Потрясающий Берендеев (реж. И.Вознесенский)
1977 – Деревья умирают стоя (фильм-спектакль, реж. Д.Лукова)
1977 – Объяснение в любви (реж. И.Авербах) — Скрипач
1977 – Семья Зацепиных (реж. Б.Дуров) — Сергей
1980 – В поте лица своего
1980 – Мой папа – идеалист (реж. В.Бортко) — Роман
1980 – Синдикат 2 (реж. М.Орлов) — Артур Христианович Артузов
1980-1981 – Жизнь и приключения четырех друзей (серии «Игра с огнем», «Кот в мешке», реж. О.Ерышев) – Олег Петрович Захаров
1981 – Девушка и Гранд (реж. В.Садовский) — Конюх
1982 – Магистраль (реж. В.Трегубович) – Федор Николаевич Исаев
1982 – Преодоление (реж. Н.Литус, И.Симоненко)
1983 – Мера пресечения (реж. Л.Цуцульковский) — Яков Антонович Хухрин
1983 – Место действия (реж. А.Граник) — Корреспондент
1983 – Ювелирное дело (реж. Л.Цуцульковский) – гл.роль Тимофей Черёмных
1984 – Прохиндиада, или Бег на месте (реж. В.Трегубович) — отмечавший защиту диссертации
1985 – Пароль знали двое (реж. Н.Литус) — Владислав Константинович Лавров, белый полковник-контрразведчик
1985 – Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита (реж. В.Латышев) — Бэрд
1986 – Лермонтов (реж. Н.Бурляев) — Князь В.Голицын
1986 – Жизнь Клима Самгина (реж. В.Титов)
1987 – Счастливый случай (реж. Л.Цуцульковский)
1988 – Собачье сердце (реж. В.Бортко) — Конферансье в цирке
1989 – А был ли Каротин (реж. Г.Полока) – гл.роль Каротин
1989 – В знак протеста (реж. Л.Павловский) — Лев Аверьянович
1990 – Анекдоты (реж. В.Титов)
1990 – Когда святые маршируют (реж.В.Воробьев) – гл.роль Олег Олегович, писатель, в молодости джазовый контрабасист
1991 – Кольцо (реж. В.Мартынов)
1991 – Ржавчина (реж. Ю.Маляцкий)
1991 – Третья планета (реж. А.Рогожкин) – гл.роль — Антон
1992 – Странные мужчины Семёновой Екатерины (реж. В.Сергеев)
1993 – Проклятие Дюран (реж. В.Титов) — доктор Давид
1993 – Тюремный романс (реж. Е.Татарский) – Прокурор
1994 – 1998 – Без обратного адреса (реж. К.Худяков)
1995 – Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу / La musique de l’amour: Chouchou (Франция, Россия)
1996 – Возвращение «Броненосца» (реж. Г.Полока) — Каротин
1998 – Улицы разбитых фонарей-1 (серия «Инферно», реж. Е.Татарский) — Вадим Сёменович, адвокат
2001 – Крот (реж. Э.Ясан) — Виктор Сергеевич
2001 – Ниро Вульф и Арчи Гудвин (серия «Летающий пистолет») — доктор Ллойд
2001-2004 – Черный ворон (реж. Б.Горлов, И.Москвитин, А.Кравчук) – гл.роль Всеволод Захаржевский, академик
2002 – Крот 2 (реж. Э.Ясан) — Виктор Сергеевич
2002 – Морской узел (реж. К.Капица) – гл.роль Владимир Тихонович, капитан
2002 – Улицы разбитых фонарей-4 (серия «Настройщик», реж. К.Капица (II) — Павел Ивлиев
2003 – Линии судьбы (реж. Д.Месхиев) — Гусельников
2003 – Любовь императора (реж. А.Орлов (II) — Полковник полиции
2004 – Женская логика – 4 (реж. В.Бутурлин)
2004 – Мужчины не плачут (реж. С.Бобров(II) – гл. роль Антон Сергеевич Поляков, криминальный авторитет
2004 – Тайны следствия-4 (серия «Поедем, красотка, кататься», реж. А.Бурцев) — Евгений Кириллович, руководитель городской прокуратуры
2005 – Брежнев (реж. С.Снежкин) — Георгий Цуканов, помощник Брежнева
2005 – Мужчины не плачут – 2 (реж. С.Бобров(II) – гл. роль Антон Сергеевич Поляков, криминальный авторитет
2005 – Призвание (серии «Экзамен», «Охота на дракона», «Деньги из воздуха», реж. В.Сергеев) — Борис Яковлевич
2005 – Принцесса и нищий (реж. Д.Месхиев) — Большой начальник
2005 – Убойная сила-6 (серия «Право на защиту») — Королёв
2006 – Коллекция (реж. Г.Жихаревич) — Рафик Ахмедович
2006 – Опера-2. Хроники убойного отдела (серия «Родная кровь», реж. В.Шевельков) — Отец Милы
2006 – Час пик (реж. О.Фесенко)
2008 – Мамочка, я киллера люблю (реж. В.Фурман) – Шваровский, адвокат
2008 – Технология (реж. В.Дуленко) — Дед Севы
2009 – Личное дело капитана Рюмина – Волков, отчим Лизы и Кирилла
2010 – Око за око (Белорусь-Россия, реж. Г.Полока, Кинокомпания «Покровские ворота», киностудия «Беларусьфильм») — Бермонт-Авалов, полковник
2012 – Белая гвардия (реж. С.Снежкин, Производство «Нон-стоп продакшн») — Доктор

Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург