Театру им.В.Ф.Комиссаржевской – 80!

12 Октября 2022, 12:00

18 октября 2022 года Театру им.В.Ф.Комиссаржевской исполнится 80 лет. Театру, труппа которого образовалась в 1942 году из оставшихся актеров блокадного города; одним из инициаторов его создания стала  Ольга Берггольц  - «Голос блокадного города". Жители осажденного Ленинграда так и окрестили театр Блокадным.

Здание на Итальянской

В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, расположился Государственный академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Судьба его уникальна и хранит отпечаток бурных эпох.

Когда-то это здание являлось частью Пассажа, построенного графом Я.И. Эссен-Стенбок–Фермором (графский шведский род, находящийся в родстве со шведской короной) по проекту архитектора Р. А. Желязевича. Славу «Пассажу» принесли не сколько торговля, - сколько развлечения, а с 1860 года Пассаж превратился в культурно-просветительский центр, где проходили лекции видной профессуры, а также литературные вечера с участием И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, Т.Г. Шевченко. В 1900-1901 гг. концертный зал подвергся капитальной перестройке и - стал Театром, на сцене которого работали антрепризы разного достоинства. Именно здесь, в 1904 году, открыла свой Драматический театр -«театр свободного актера, театр духа» - великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Несмотря на короткую жизнь, этот театр оставил в истории глубокий след. После того, как театр Веры Комиссаржевской переехал в здание на Офицерской улице, на сцене Пассажа гастролировали украинские оперно-драматические коллективы, оперетты, детская труппа И. А. Чистякова, московские антрепризы, труппа Сабурова. После революции театр «Пассаж» реорганизовывали, передавали различным ведомствам и режиссерам. Здесь была студия Акдрамы, где ставили свои режиссерские опыты ученики Л. Вивьена. Наконец, именно здесь в 1930-е (и до начала 1942 года) работал Театр Сергея Радлова.

Театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Начало

В начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на ленинградском радио пьесу К.Симонова «Русские люди». По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который жители блокадного города сразу нарекли «Блокадным». С 1944 года он был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить имя В. Ф. Комиссаржевской. Первым директором и режиссером его был С. Морщихин.

Из воспоминаний Ольги Берггольц: «Письма, которые получила я зимой 1941/42 года на свои передачи, останутся для меня на всю жизнь самой высокой наградой. В радиокомитет приходили заявки на чтение классической и советской литературы. Из (январских) передач - «Чтения с продолжением» - постепенно родился «Театр у микрофона», где артисты радиокомитета стали разыгрывать целые пьесы, преодолевая голод, слабость, быструю утомляемость. (…) К концу сорок второго года из артистов радиокомитетского «Театра у микрофона» и артистов 1-й фронтовой агитбригады в осажденном городе родился под вой и свист снарядов и бомб новый театр, где все (…) были самыми подлинными и рядовыми защитниками Ленинграда».

Так, театр ведет свой отсчет с того самого момента, когда кучка голодных актеров стала играть спектакли в осажденном городе. Именно эти актеры составили первую труппу будущего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. В тяжелые годы становления в театре часто менялись режиссеры, стилистика, творческая позиция. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, В. Андрушкевич, З. Корогодский, М. Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров. Свои первые шаги делали молодые актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, блистали Иван Дмитриев и Владимир Честноков, Мария Бабанова и братья Боярские, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь работали Ирина Асмус (знаменитая клоунесса и «Ириска» из АБВГДейки), Дора Вольперт (родная тётя Иосифа Бродского) и множество замечательных личностей.

Художественный руководитель театра Виктор Новиков: «Когда спустя лет пятнадцать после «антисоветского поступка» моего друга Михаила Барышникова мы встретились с ним в Нью-Йорке, в ресторане «Русский самовар» Миша и познакомил меня с Бродским. Узнав, что я работаю в Театре Комиссаржевской, Иосиф поинтересовался: «А как там поживает моя тетка Дора Вольперт?» и мне было приятно передать нашей актрисе Доре Михайловне Вольперт привет от ее племянника….

Здесь впервые ставились пьесы Г.Горина И.Думбадзе, А.Галича, И. Дворецкого, Д.Гранина, Л.Зорина, Э.Брагинского, М.Шатрова, О.Берггольц и пр.

Лидеры

Несмотря на громкие имена и талантливые постановки послевоенного времени, театру не удавалось обрести творческое лицо до той поры, пока не появился художественный лидер. Им стал Рубен Сергеевич Агамирзян - режиссер, актёр, театральный педагог, участник войны. Именно он в самое короткое время сумел построить театр-дом со своей уникальной атмосферой. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института. До сих пор в театре служат 9 его актеров – н.а.РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, стала творческим скачком театра.

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей» (Е.Алексеева. «Парень из горячего цеха»/ Независимая газета).

Коллектив театра выезжал на зарубежные гастроли и фестивали (в Израиль, Италию, Венгрию, Чехию, Албанию, Македонию, Словению, Германию, США, Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Турцию, Кубу, Румынию, Грузию), в города России, Ленинградскую область.

В 2018 году на пост главного режиссера Виктор Новиков пригласил Леонида Алимова. За короткий период новый главреж поставил значимые спектакли по произведениям русских классиков. Также в театре ставят спектакли режиссеры разных поколений. Ярким направлением стали спектакли болгарского режиссера Александра Морфова, в которых притягательная карнавальная легкость соседствует с глубоким смыслом, и спектакли Александра Баргмана, где внутренний мир человека - на острие чувств. Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише — более 30 спектаклей по пьесам классиков и произведениям современников, есть место поискам и экспериментам.

80-летие театра труппа отметит 18 октября большим актерским вечером – на нем вспомнят исторические вехи и сыграют отрывки любимых спектаклей. В Большом и Малом фойе на видеоэкранах будет представлена ретроспектива жизни театра.

Первая премьера 80 сезона – спектакль «Мюнхгаузен» - новое прочтение пьесы Горина «Самый правдивый». Впервые это произведение на сцене Театра имени Комиссаржевской зритель увидел в 1977 году. Кроме того, в планах постановки по новеллам Мопассана и по Набокову.

Театр им.В.Ф.Комиссаржевской славен не только своими спектаклями, но и особой атмосферой, созданной прекрасными актерами.

Театр живёт не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание до нас.

Интерьеры театра, бережно отреставрированные в 2003 году, поражают своей красотой. Это и похожий на дорогую шкатулку зрительный зал с удобными дубовыми креслами, и светлые фойе с анфиладой легких залов, и знаменитое окно Большого фойе с великолепной панорамой на галерею Пассажа.

В малом фойе театра, там, где когда-то располагалась гримуборная Комиссаржевской, расположена фотовыставка, посвященная всем периодам театральной жизни - до наших дней. С противоположных стен смотрят друг на друга глаза актеров прошлого и тех, кто сегодня царит на сцене.

Интересное:

Здание театра когда-то являлось частью Пассажа. В концертно-лекционном зале, «выполненном в изящном греческом стиле», устраивали литературные вечера и игрались любительские спектакли. Занавес концертного зала снимался в аренду купцами для размещения рекламы. Когда в 1904 года здесь заработал Новый драматический театр Комиссаржевской, первое, что сделала Вера Фёдоровна, - отказалась от «рекламного» занавеса.

В нашем театре случились первые постановки первой и последней пьес Горина. Первая – «Забыть Герострата…» - была открытием молодого драматурга Г.Горина тогда завлитом Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктором Новиковым. Последнюю - «Шута Балакирева» - он передал театру за три дня до своей смерти. Премьера спектакля вышла 23 мая 2001 года, режиссером выступили Ю. и Л.Панич, художником спектакля стал Э.Кочергин.

В фойе театра - роскошная старинная люстра. На самом деле – их две. Когда небо темное, через великолепное историческое арочное окно можно увидеть такую же люстру в Пассаже. Кто-то скажет, что это – иллюзия, а кто-то поверит в настоящее волшебство. Кстати, эта хрустальная люстра действительно старинная. В этом же Большом фойе, где висит знаменитая люстра, есть зеркала напротив друг друга, ломающие пространство. Посмотришь в них – как будто в зеркальный длабиринт попадаешь… То есть чудо театра уже начинается с фойе. И ты понимаешь, что ты приходишь в необыкновенное место. А задача актерская – зрителя не обмануть.

16 декабря 2016 г. театр представил премьеру спектакля «В осколках собственного счастья» по произведениям нашего современника – писателя, философа-сатирика Михаила Жванецкого. Сам Жванецкий по приглашению своего друга-шестидесятника – художественного руководителя Комиссаржевки – Виктора Новикова – приехал лишь на пятый спектакль – очень нервничал и боялся. Автор с большой опаской все-таки приехал на спектакль и был счастлив, что спектакль ему понравился. «Я аплодировал, шумел, вскакивал и, по-моему, подымал публику, чтобы она также аплодировала вашему спектаклю. Они видели меня, и, наверное, отдали должное вам, потому что ваша драматургия совсем другая, режиссёрская».

Потом были успешные гастроли с «Осколками» в московском «Ленкоме», о которых с воодушевлением писали ведущие столичные критики и взахлеб принимали зрители. Надеемся, что Михаил Михайлович испытывал радость, тем более, что это была ПЕРВАЯ (и, как оказалось, последняя) постановка его произведений, получившая долгую жизнь и ставшая гордостью репертуара.

За неделю до его ухода жена Наталья сообщила, что Жванецкий отправил в театр авторские экземпляры последней книги «Одесский пароход» (2020) с дарственной надписью. Книги пришли 6 ноября 2020, в день его смерти….Незадолго до юбилея театр возобновил спектакль.

Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург