Театр им. В. Ф. Комиссаржевской: 25 марта - юбилей з. а. России Татьяны Самариной

24 Марта 2022, 10:00

МАДМУАЗЕЛЬ, СМЕЛЕЕ И НАГЛЕЕ!

25 марта – юбилей актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской - заслуженной артистки России ТАТЬЯНЫ САМАРИНОЙ. А 27 марта, в международный день театра, актрису поздравят друзья и коллеги после спектакля «Театр» по роману С.Моэма

Всю творческую жизнь она посвятила одному театру – Театру им.В.Ф.Комиссаржевской, куда пришла в 1970 году. Ученица Рубена Агамирзяна, однокурсница и партнер по сцене тех, кто составил творческий костяк прославленной труппы Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Татьяна Владимировна, бесспорно, является «коренной» актрисой нашего театра. За  52 года работы на родной сцене  актриса сыграла десятки ролей. Редкий по сегодняшним стандартам случай: сохранить верность сцене, на которую поступила  еще студенткой ЛГИТМиКа. Она естественно и  не  боясь  вызова времени, осваивала  новые возможности собственного таланта и требований  режиссеров, с которыми терпеливо и с огромной отдачей работала.  На современном и классическом материале   кропотливо оттачивала  свой мягкий лирико-драматический талант.

Из интервью с Т.Самариной:

«Я вообще не знала, чем хочу заниматься. Сначала готовилась поступать в университет на журналистику, а потом вдруг пошла (опять же, «за компанию») сдавать экзамены в Институт авиационного приборостроения на факультет космической медицины. И сдала ведь, только не прошла по конкурсу.

Наверное, но, думаю, мне это ни к чему. Год после школы работала контролёром ОТК на военном заводе, о театральном будущем не мечтала, а мои друзья решили записать меня на консультацию в театральный институт. Я человек обязательный – записали, значит, надо идти. И так случилось, что я прошла все экзамены, и попала на курс к Рубену Сергеевичу Агамирзяну. Учиться в театральном институте было очень интересно, но мне всегда было мучительно трудно. Казалось, что эта профессия поперёк моего характера. Мы вели творческий дневник, каждый день записывали свои впечатления о том, что происходило, давали этому оценку, и раз в неделю, как в школе, Рубен Сергеевич читал его и писал свои замечания. У меня чаще всего было написано: «Мадмуазель, смелее и наглее». Лично для меня профессия актёра – это способ познания себя, путь к себе. А у нас в театре очень надёжные партнёры, и я им очень благодарна. У каждого я учусь. Бывают встречи, которые переворачивают жизнь».

Ее спокойная классическая простота, внутреннее достоинство и тонкая акварельная техника позволили стать подлинной героиней  театра Агамирзяна. Актриса играла и водевили - самой первой работой юной Татьяны стала роль Лизы Синичкиной в «Театральной комедии». Со временем  ее нежных героинь Золушку, Асю, Полю, Юльку и Альку сменили глубокие драматические роли. Среди них была незабываемая нежнейшая Елена Тальберг из «Дней Турбиных»: трепетный идеализм, незащищенность, некоторая закрытость  жили в ее холодноватых красавицах, за которых  всегда боролись мужчины. По-настоящему ее «увидели» в знаменитой  трилогии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Пронзительная беззащитность женщины-матери царевича Дмитрия, ввергнутой в «мясорубку» чужой борьбы за власть и чужих корыстных и эгоистических интересов, железная жестокость эпохи, царя, с которым она, как в насмешку, повенчана, ее абсолютное бесправие и великая сила этой слабости… Удачей стала и роль Екатерины в горинском «Шуте Балакиреве»: актриса великолепно сыграла противоречивый характер любящей  жены Петра.

Заметными работами стали капризная и жалкая певичка из «Страхов царя Соломона», эксцентричная клептоманка из спектакля «Лето и дым» Т.Уильямса, отгородившейся  от мира в своих  фантазиях; трепетная и одновременно несгибаемая Дорис в голливудской истории «С тобой и без тебя», бесконечно и безответно любящая Вацлава в драме «Эрос» П.Когоута.

«Татьяна Самарина  - великолепная актриса, надолго запоминаются её обаятельные, женственные, элегантные героини. Всегда в них присутствует необычайный шарм, привлекательность и загадочность. Их хочется любить, с ними хочется дружить, будь то меркантильная Светлана в «Притворщиках», красивая, независимая Мария в «Законе вечности», лучезарная, светлая, интеллигентная Искра в «Гнезде глухаря». Её героини чудесны и незабываемы – и Дорис в спектакле «С тобой и без тебя», и сдвинутая рассудком мать Альмы в спектакле "Лето и дым" Т. Уильямса - безумно чуткая и безумно чёрствая одновременно!.» (из отзывов зрителей).   

Неожиданно и органично «вписалась» классическая актриса в экспериментальные работы театра: «Тюркаре» А.-Р. Лесажа и  «Опасные связи» по роману Ш.де Лакло. Великолепное чувство юмора помогло создать ей гротесковый и гомерически смешной образ г-жи Жакоб в «Тюркаре», а подлинное чувство достоинства сполна проявилось в образе Мадам де Розмонд из «Опасных связей».

В спектакле «Театр» Т.Самарина нарисовала подлинно классический вариант излюбленного в русском театре амплуа – «комической старухи»…. Ее мудрости хватает на то, чтобы не бояться быть смешной, нелепой.

В трагическом спектакле «Матрёнин двор» по рассказу А.Солженицына ее героиня, соседка Маша, – смешная и страшная одновременно. И, как каждая из женщин этой забытой богом деревни, готова совершить любую подлость ради выживания….Вот она вместе с односельчанами играет на ложках, а вот пришла в опустелую после смерти Матрёны избу чем-нибудь поживиться….

Можно долго перечислять все роли этой удивительной «агамирзяновской» актрисы, и неслучайно в отзывах зрителей есть и такое: «эта актриса - такая «ленинградская», несуетная, исполненная простоты и достоинства…». Она умна, интеллигентна и необычайно красива. В ней есть и спокойная классическая простота, мягкость, воздушность красок, и внутреннее достоинство, тонкая акварельная техника, некий шарм, загадочность, и – въедливость, необычайное трудолюбие,  женственность, трепетность, тонкое, так редко свойственное женщинам-красавицам чувство юмора…

Сегодня актриса занята в спектаклях театра «Театр» и «Матрёнин двор».

«Очень рада, что и в современной «Комиссаржевке» Татьяна Владимировна Самарина также хорошо вписалась в репертуар. У нее выявилась и острохарактерная энергетика, и отвага перевоплощений... и сохранилась мягкость, воздушность красок, женственность, очарование, внутренняя лучистость. На спектаклях с участием Т.Самариной зрителям открывается театр, всегда имеющий смелость видеть доброе в человеке.  Имя Татьяны Самариной украшает афишу Комиссаржевки с 1970 года бессменно. Браво, брависсимо...» (из отзывов зрителей)

Актриса активно появилась в кино только в двухтысячных: «Я все решу сама!, «Любовь императора», «Эра Стральца», «Летучий отряд», «Вербное воскресенье», «Семейный очаг», «Робинзон», «Счастливчик Пашка»,  «Кулинар», «Чужой район», «Обними меня», «Письма на стекле», «Хроника гнусных времен», «Три счастливых женщины», «Поцелуев мост», «Улики из прошлого. Забытое завещание», «Счастье в конверте» и др.

Она могла бы быть великолепным экскурсоводом или лектором – Татьяна Самарина рассказывает  о Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, его актерах и истории, как будто играет талантливейший моноспектакль - здесь и прекрасный слог, и умный исторически точный рассказ, по-актерски расцвеченный, увлекательный и завораживающий….

Из интервью с Т. Самариной: То, что я попала к Рубену Сергеевичу Агамирзяну, сегодня считаю своим главным театральным везением. Его заботило человеческое, нравственное в нас. Он считал: сцена непременно проявит, что человек за личность. При нем в театре была диктатура, никакой демократии. Но это была добровольная диктатура! Для Рубена Сергеевича был принципиален вопрос ансамбля. «Один ты на сцене ничего сделать не можешь» — вот один из важных уроков его школы.

Юбилейное обращение к Танечке Самариной от ее однокурсника, друга и коллеги, народного артиста России Георгия Корольчука:
          Татьяна Владимировна Самарина! Конечно, Татьяна Владимировна Самарина! Прекрасная большая лирическая актриса с грандиозным диапазоном. Это скажет каждый, мало-мальски притронувшийся к творчеству замечательной драматической артистки. 
          А вот Танечка Самарина, Танечка-куколка, Танечка-красавица, Танечка-любимица – это уже знаем мы сокурсники. Приятно, что и я принадлежу к этому кругу Танечки-Татьяны Владимировны. Прости меня, Танюша, но сердце сокурсника не позволяет мне даже в юбилейном чаду называть тебя по имени отчеству. Ты самая первая актриса, которую я встретил в моей жизни на пробах в кино, будучи еще техником-конструктором; ведь ты уже играла в ЮСТе во дворце Первой Пятилетки. Ты самая первая моя партнерша. Потом каким-то чудом мы оказались в ЛГИТМиКе на одном курсе, у наших дорогих Рубена Сергеевича Агамирзяна, Владимира Викторовича Петрова и Ады Николаевны Кузнецовой. Партнерствовали там в Казакевичевской «Звезде» и Бондивском «Льве Гурыче Синичкине». Там и ты, и я сыграли каждый свою курсовую свадьбу, вы были на нашей, мы были на вашей. Следующим подарком судьбы оказалось то, что мы с тобой попали в группу сокурсников определенных Мастером к себе в театр. И до сих пор мы верны вскормившим нас стенам театра им. В.Ф.Комиссаржевской. 

   Вот так судьба свела нас с тобою в статусе непрофессионалов и провела вместе по жизни до званий и юбилеев. Сколько же мы с тобой были на сцене вместе? Поверхностное вспоминание обозначает названий двадцать - от «Золушки» до «Дней Турбиных». Отличительное качество хороших артистов – верность партнеру. Ты обладаешь им совершенно. Спасибо тебе за часы, проведенные вместе на сцене. Твоя дотошность в изготовлении роли всем известна – ты не выпустишь на сцену недоделыша и до ухода спектакля из репертуара «не уберешь ладоней со лба». Спасибо, Танюша. Ты красива и всегда будешь красива, ты одухотворена, ты внимательно смотришь вперед и не даешь себе поблажек. Спасибо, Танюша. Пойдем же, Татьяна Владимировна, и дальше вместе. Здоровья, ролей, успеха. Твой Юра Корольчук"

27 марта приглашаем поздравить любимую актрису вместе с друзьями и коллегами после спектакля «Театр»!

Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург