Спектакль-обладатель спецноминации высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Совместный проект Экспериментальной сцены театра-фестиваля «Балтийский дом» и «MUZTheater» г.Заандам (Нидерланды).
Автор пьесы - Эва К.МАТИССЕН
Режиссер – Анатолий ПРАУДИН
Пьеса Эвы К.Матиссен о Петре I стала для режиссера Анатолия Праудина поводом к созданию простого, но емкого сценического повествования. Для взрослых это целительное путешествие по недрам собственной души. Для подростков – увлекательное пособие по российской истории, дающее возможность взглянуть на «великого и ужасного» царя по-простому, без пиетета, а значит – попытаться понять.
В спектакле рассказывается о жизни Петра I – от детства до самой смерти. Здесь сны переплетаются с реальностью, исторические персонажи (князь Александр Меншиков, кузнец Геррит Кист, Екатерина I) соседствуют с вымышленными героями, пришедшими из русских народных сказок (Иван-дурак, Царевна-лягушка). А чудесное уживается со страшным, как и в нашей истории, как в жизни! Через простое к сложному, через сказки к своей душе. Да и вообще, попробуй-ка быть великим и притом — человеком…
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут с одним антрактом
Необычная сценография, минимализм сценических декораций. Яркая игра артистов ( образы Лягушки , Девочки с Луной и ,конечно, Самого Петра). Появилось чувство сопереживания к его жизни.
Спектакль «Царь PJOTR» на малой сцене Балтийского дома режиссера Анатолия Праудина выглядит как краткий экскурс в историю России петровского времени.
Спектакль будет интересен и детям, и взрослым. Анатолий Праудин очень своеобразно раскрывает перед зрителями становление Петра Первого, показывая его в начале спектакля жалким и беспомощным мальчишкой, слабаком, замахивающегося на девочку и пуляющего в нее из водного пистолета, и по ходу спектакля «взращивая» жестокого и бесцеремонного правителя.
Маленький Петр слаб и совершенно не верит в себя и свои силы, он ноет, кряхтит и буквально так и просит утереть ему сопли. Девочка говорит ему: «Ты станешь царем!», но Петр не верит в это, но несмотря на отсутствие веры в себя, мальчишка загадывает желание стать правителем России-матушки. Желание Петра исполняется, и он становится царем. Царем безжалостным, сильным, бесцеремонным и своенравным.
Повзрослевший Петр раскрывается с новой стороны, он посетил много стран, повидал мир и набрался заморских идей, которые хочет воплотить в своем государстве. Начинает царь с указа о бритье бороды. Первыми, кто исполняет новый указ царя становятся князь Меньшиков и писарь. Именно на этих двух ребятах Петр демонстрирует свои и остальные нововведения: какие платья нужно носить; как зубы лечить; как бороды брить итп. Методы Петра жесткие и безжалостные, писарю он «лечит» больные зубы, вырывая их и случайно задевая и здоровые; Меньшикова заставляет крутить хула-хуп и выполнять физические упражнения, так как все на Руси должны иметь хорошую физическую форму. И для подмоги в реформировании привычного русского уклада, царь выписывает себе бравого немца, который тщательно следит за исполнением указов правителя. Конечно, дело не обходиться без традиционных русских «посиделок» с водочкой, и Меньшиков спивает немца, временно выводя его «из строя».
Спектакль играется на малой сцене Балтийского дома. Сцена оформлена в хорошем смысле скудно, в ее оформлении ощутим «русский дух». Буквально чувствуется запах свежих веников, дощатых полов и дыхание раскаленной печки. На заднем фоне сцены крупными разноцветными мазками изображено поле с синим небом. Посреди этого пейзажа проходит широкая красная труба, обрамляющая сцену со всех сторон и «выходящая» из картины в реальный мир. Пол дощатый, где-то сбоку небрежно валяются какие-то мешки, на завалинке спит (и периодически просыпается) некая «Марфа» - женщина в вязаном платке, поющая русские народные песни. В центре сцены несколько деревянных ящиков и огромная луна, выполненная из ткани, и подвешенная под потолок. Ящики являются и местом для сна героев, и банными лавками, и престолом Петра и его же клеткой.
Став правителем, Петр становится похожим на садиста - с таким остервенением он рвет зубы у писаря и вводит новые указы. Фанатичный, помешанный, больной своими идеями – вот каким видят Петра зрители. И стоит задуматься: Ну а не так ли это действительно было..? Не силой и страхом заставляли брить бороды, строить флот, воевать в конце концов?
И в спектакле Анатолия Праудина, Петр Первый отражен так подробно, будто бы сам царь стоит и смотрится в зеркало. Актер Юрий Елагин смог показать и раскрыть своего Петра не при помощи внешней бутафории, а именно внутреннему изменению. Его Петр резкий, жестокий и одержимый идеей всеобщего изменения. Так маленький, слабый и хилый мальчишка превратился в тирана, способного кардинально поменять уклад целого государства.
Анатолий Праудин знакомит зрителя с различными историческими персонажами и отражает в своем спектакле основные указы Петра Первого в очень игривой и непринужденной форме. Основное характеризующее слово для этого спектакля – «своеобразный» потому что в этот спектакль нужно вникнуть, подобно тому, как иногда требуется рассчитать сложную книгу. Но вникнув в действие, зритель погрузится в него и будет таким же сторонним участником всех петровских реформ и даже сможет почувствовать атмосферу того времени, которая так точно и очень авторски передана Анатолием Праудиным.
В этом спектакле есть действие, скрытое за, казалось бы, внешними статичными диалогами. Переходы между сценами плавные и нежные, как вечерняя морская гладь, сливающаяся с небом. Спектакль со смыслом, с правильными вопросами, которые режиссер поднимает со сцены, заставляя зрителей задуматься и одновременно самообразовываться, что очень важно в любое время. Эта картина носит красивый и очень непринужденный просветительский характер для людей любого возраста, от школьника до взрослого человека.
Спектакль «Царь PJOTR» долго раскачивающийся, плавный, немного тягучий, в него нужно «войти», к нему нужно привыкнуть, что первоначально может быть затруднительно не только для детей, но и для взрослых. Но эта постановка, несомненно, очень красочная, образная и показательная. Некая экскурсия в мир петровского времени, которая полноценно отражает ту атмосферу и раскрывает лицо главного героя – Царя PJOTRA!
Этот спектакль — признание в любви самому красивому городу на свете и заодно отпущение грехов его создателю. Никаких оправданий за тиранию, режиссер ведет серьезный и страшный разговор о власти и трагедии человека, наделенного властью. Петр стараниями актера Юрия Елагина предстает живым и настоящим. Актер надевает парик, приклеивает усики и мимолетно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал… Однако будто картонные домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свою столицу и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек. Мечта сбылась, и мы до сих пор к ней причастны...
- Что это у тебя, девочка?
- Луна.
- А откуда она у тебя?
- Я ее очень-преочень хотела, вот и выпросила у неба.
Так начинается спектакль Анатолия Праудина «Царь Pjotr», который я на днях смотрела в «Балтийском доме» (он идёт там уже лет 13).
Пьеса была подарком Голландии на 300-летие Петербурга и, видимо, представляла собой что-то схематично-хрестоматийное (а может, я ошибаюсь). Но Праудин сделал из неё нечто совершенно потрясающее.
Спектакль и очень смешной, и очень грустный, и лубочный, и метафоричный, полный смыслов и подтекста. В нём русские и иностранцы вёдрами пьют водку (а в оформлении сцены солидное место занимает самый настоящий "водкопровод"), Пётр строит игрушечный Петербург на ящиках с надписями Made in Holland, старшего сына Петра Алексея "играет" пугало (которое, когда Пётр сорвёт с него тряпки, окажется крестом), а умерший в младенчестве сын Екатерины - и вовсе белый шарик. Наряду с историческими личностями здесь действуют лягушка, Иван-дурак и девочка с уродливым носом, выступающая в роли Судьбы.
Да, это сказка, но очень, очень страшная сказка. И очень красивая. Зато Пётр Великий в ней – совсем не такой, каким мы его привыкли представлять себе. Пожалуй, это самый живой и человечный Пётр из всех, что мне доводилось видеть. Его играет талантливейший Юрий Елагин (у Праудина вообще вся труппа бесподобная).
Ближайшие спектакли – 9 февраля и 2 марта. Сходите, не пожалеете. А я продолжу знакомство с Экспериментальной сценой А. Праудина в следующий приезд. Хочу посмотреть все-превсе спектакли этого режиссёра.
P.S. Знаете, какая шутка вызвала у зала гомерический смех? "Писарь, с сегодняшнего дня Петербург будет столицей. Иди, сообщи это москвичам". Петербуржцы такие петербуржцы :)
КАКИМ ВИДЯТ ПЕТРА I ДРАМАТУРГ ЭВА МАТИССЕН И РЕЖИССЕР АНАТОЛИЙ ПРАУДИН.
Накануне я в компании прекрасной дамы посетил спектакль "Царь Pjotr" в замечательном театре "Балтийский дом". Этот поставленный в несколько гротескной, аллегоричной и даже отчасти сюрреалистичной форме спектакль оставил у нас с прекрасной дамой двоякое впечатление. Хотя понравился, не спорю.
Иосиф Виссарионович Сталин, посмотрев в своё время "Ивана Грозного" Сергея Эйзенштейна, был жутко недоволен этим фильмом. Он ожидал увидеть царя жестким, волевым, сильным, а увидел на экране некое подобие шекспировского Гамлета. На меня, как на историка, творение Эвы Матиссен (честно скажу, я так и не нашел подробной информации об этом драматурге) произвело сходное впечатление. Взращенный на восхищенных монографиях о Петре за авторством преподавателя СПбГУ Павла Александровича Кротова, я представлял себе Петра совершенно другим, нежели его представляет себе Эва Матиссен. Согласно точке зрения драматурга, в детстве Петр был этаким плаксивым мальчиком, абсолютно истеричной личностью с массой отклонений и склонностью к постоянным нервным срывам. По Матиссен, Петр не хотел садиться на престол и вести борьбу за власть со сводной сестрой (Софьей Алексеевной), а его фактически заставили это сделать родственники и приближенные. Я, конечно, понимаю, что это художественное творчество и все такое, но всё же не стоит так перегибать палку.
Единственным периодом жизни царя (и будущего императора), который отображен в пьесе более или менее адекватно, является тот возраст, в котором он начал строить свой флот и приглашать из Европы специалистов-кораблестроителей. Этот эпизод в пьесе пару раз даже заставил меня улыбнуться, а ещё дико порадовало то, что актеры общались на сцене на чистом нидерландском языке. Под конец же пьесы Петр у Матиссен превращается в совершенно отмороженного тирана с массой психических отклонений, который одним взмахом руки посылает на казнь своего сына Алексея и подвергает пыткам собственных приближенных за любое несогласие с его мнением (впрочем, хочется отметить, что этот момент делает пьесу жутко актуальной применительно к современности, поскольку сейчас в России творится то же самое, только в чуть более гуманистичной форме).
Александр Данилович Меншиков в пьесе представлен медленно спивающимся алкоголиком, у которого все разговоры и решение любых проблем сводятся исключительно к водке. Это тоже крайне удивило, поскольку не стоит всё-таки так передергивать. Получается, алкоголик у нас в молодости вполне успешно руководил целой армией, а позднее владел доброй четвертью нынешней Ленинградской области.
Впрочем, нужно поубавить свой критический настрой и отметить, что некоторые эпизоды в пьесе просто прекрасны. Идеально подчеркнута роль Петра I как "царя-реформатора", который вытянул Россию из темного обскурантного прошлого и заставил страну развиваться на европейский лад. Для этого нужна была колоссальная смелость, и у Матиссен это показано просто феноменально. Кроме этого, замечательно вписаны в общую картину гротескные моменты - Петр спорит с живущей на болоте лягушкой о том, где ему строить Петербург, Петр беседует с Иваном-дураком (этот персонаж символизирует русский народ) и так далее. Одним из центральных персонажей пьесы является персонаж Девочки - якобы внутреннего голоса Петра, чьими наставлениями он руководствовался в своей жизни. Все эти гротескные вкрапления просто прекрасны.
Помимо этого, очень понравилась игра актеров, в особенности того, который играл Петра. В начале пьесы я подумал, что парня не очень удачно подобрали на роль, но потом изменил своё мнение, поскольку даже ростом человек напоминает Петра. Поразила его манера играть - крайне эмоциональная, почти истеричная. Примерно так, как этот парень играет, исполняет оперные арии албанская оперная певица Эрмонела Яхо, которую я чертовски уважаю. Пару раз он настолько эмоционально сыграл свою роль, что даже на полном серьёзе напугал мою спутницу. А это тоже нужно уметь.
В общем, если отбросить все исторические казусы и недоразумения, то можно получить колоссальное удовольствие от просмотра данного шедевра. Одним словом, рекомендую.
Посетили малую сцену Балтийского дома. Смотрели «Царь PJOTR». С учетом того, что это была экспериментальная постановка сказки- пьесы голландского автора - очень даже!
Мысли после:
1. Если ты - великий правитель, то все у тебя великое: и беды, и победы, и стройки, и муки творчества, и душевные терзания. И не всегда ты будешь понят и оценен потомками адекватно. Кстати, что понравилось очень: автор пьесы не дает однозначной оценки царю Петру, и с хорошей стороны показывает, и с негативной.
2. Такое явление как лень русская имеет историческую подоплеку: слишком часто заставляли наш люд делать то, что им, в общем-то, не надо и соответственно не хочется. Отсюда и генная предрасположенность к непрерывной созерцательности.
3. Сразу видно - автор не наш. Уж очень активно налегают герои пьесы на водку. Чуть что - «давайте выпьем водки». Вспоминается байка про русских в представлении американцев: «А где наш дедушка?
- Он вторую неделю стоит в очереди за талонами на талоны.
- Молодец! Как придёт, пусть выпьет водки! И ты без дела не сиди - иди тоже выпей водки» :)
Спектакль хороший, историю можно повспоминать, где-то погрустить, где-то посмеяться. И буфет в Балтийском доме клевый: красиво и вкусно! Мы всегда в буфеты ходим. Ну какой театр без буфета!
Страшненькая получилось сказочка... Ах, как же надо стараться не раздавить (ни случайно, ни умышленно) ни одной бабочки…. в прошлом… в настоящем… Не разгрести последствий тех «раздавленных бабочек»…
Очень современно! Очень интересно сделано! Как всегда талантливо и абсолютно честно! Веришь всем, не задумываясь! Каждый Праудинский спектакль как резкий звонок будильника в темной тишине. Каждый раз попытка растормошить, разбудить, оживить фантазию! ПОЧУВСТВУЙ=ПОДУМАЙ. Не отпускает долго… Ребята, вы большие молодцы! И еще, вы – команда! Будьте! Спасибо и низкий поклон!
Спектакль очень понравился, не смутило даже сказочное повествование. Единственное , мы так в большей части привыкли к happy end, а здесь мы этого не получили, что когда спектакль закончился и артисты вышли на поклон, сил не было крикнуть "БРАВО!!!!". В глазах стояли слёзы, а душу наполнила грусть. Так и хотелось по-русски , как персонажи сказки, решить эту проблему водкой))) Так вот. Хочу , пусть с опозданием , поблагодарить за настоящую профессиональную работу всех участников спектакля! БРАВО!!!! или по-русски : ЗДОРОВО!!!!
«Ой, что это? Луна! Красивая какая! Холодненькая!» ..... «Что это у тебя, девочка?» - «Луна» - «А откуда она у тебя?» - «Я ее очень-преочень хотела, вот и выпросила у неба».....
Кто бы мог подумать, что это спектакль о Царе Петре?))) Но этот удивительный спектакль начинается именно так – с появления странной Девочки и Ивана-Дурака. Они возникают в жизни (сне?видении?) еще маленького Пети и активно действуют на всей ее протяженности, помогая, объясняя, направляя, советуя, сокрушаясь и сокрушая...
Жанр спектакля определен как русская сказка, и действительно, канва исторических фактов и реальных личностей переплетается со сказочными сюжетами, сны с явью, смех перемешивается с трагедией... Даже не знаю, о чем спектакль больше – о Царе Петре и его деяниях, или о горячем Желании, которое воплотившись может принести огромные беды и разочарования? Когда легко можно пообещать отдать самое красивое, а потом стонать, терзаться и проклинать себя. А жизнь, положенная на воплощение своих идей, может разрушить тысячи чужих жизней, домов, судеб и не принести счастья никому..
А может о Мечте? О том, что нужно делать ВСЁ возможное, чтобы реализовать себя и свои замыслы? Пусть даже это не оценят сейчас, и сил все меньше, и помощников нет, но ты идешь СВОИМ путем, идешь трудно, веря ,не сомневаясь, не отступая. И создать в конце своего пути волшебный город в огнях, который будет восхищать и притягивать людей веками..
Не могу не отметить блистательную актерскую работу Юрия Елагина (Царь Петр), браво!!! Без грима, на эмоциях и таланте, он Петр, причем в разные периоды жизни РАЗНЫЙ! От мальчика до зрелого человека – абсолютно точно по психофизике, глазам, речи.
Замечательный актерский ансамбль, когда ты сразу понимаешь, что на сцене единомышленники. И совершенно «живой» театр – все, показанное нам со сцены было так живо, современно и интересно поставлено, что я была просто потрясена , увидев в программке дату выпуска спектакля. Ему без малого 13 (!!!!!) лет – премьера состоялась в сентябре 2003 года! Никогда бы этого не подумала!
Отдельное браво Ирине Пеевой за фольклорное сопровождение спектакля! «Плач по умершему сыну» - просто потрясение, до мурашек, до дрожи... Особенно в сочетании с таким искренним, невыносимым отчаянием героя Юрия Елагина в этой сцене!
Настоятельно рекомендую всем, кто по-настоящему любит
P.S.: "Петр Елагин" и "Екатерина-лягушка" - вы мне искренне симпатичны во всех ваших "экспериментах" на сцене! Спасибо)
Вчера была на спектакле. Решила зайти после работы на удачу, вдруг что-то захочется посмотреть..
С самого начала многое казалось наивным, но не отталкивающим, было легко смеяться, улыбаться)
Очень порадовало, что здесь была показана и драма (казалось сначала, что будет все и дальше шутливо-комедийно под летающие бороды и зубы).
Очаровал \"писарь\". Не в обиду сказано, а наоборот,своей игрой актер напомнил Сергея Филиппова.
Спасибо большое актерам и всем, кто трудился над спектаклем.
шибку в фамили... ассоциации:)))Юлия
спрашивала.
через 10 минут после начала. Было
такое желание:) НО! Потом
посмотрела "Царя Piotra" ещё два
раза:) Это один из самых интересных
спектаклей, которые я видела за
последние годы. Правда, с каждым
разом он воспринимался всё хуже.
Возможно, спектакль "стареет", а
возможно, что второе и третье
впечатления - менее сильные. И всё
же... не исключено, что под
настроение посмотрю этот спектакль
и в четвёртый раз. Есть в нём что-то..
И та героиня, "девочка", как её
называют в спектакле, из-за которой,
вероятно, и ушла через 10 минут
Ирина, в конце только становится
понятной. Образ сильный и глубокий,
но, мне кажется, что мог быть сделан
мощнее . В том виде, как он есть.
действительно, где-то и отталкивает.,
как и плоские шутки. Но всё это можно
простить за достоинства спектакль.
Юрий Ларин (Пётр) - действительно
впечатляет своей игрой.
Харизматичный и душевный актёр.
Интересное режиссёрское решение,
интересная идея декораций (простые,
но по-своему очаровательные,
оставляющие впечатление наивного
детского творчества ). У спектакля
есть своя энергетика (может, и
буксующая иногда, но всё же сильная).
Два года назад, точнее, ещё была:)