• Описание
  • Отзывы
  • 6 +
    Спектакль «Утка, смерть и тюльпан»
    Режиссер
    Йорг Леманн
    Автор
    Вольфганг Эрльбрух
    В ролях
    Мартина Кутюрье, Хайки Иккола
    Описание
    Семейный спектакль.
    Спектакль поставлен режиссером Йоргом Леманном (Jorg Lehmann) по одноименной книге Вольфганга Эрльбруха (Wolfgang Elbruch), известного немецкого художника-иллюстратора и детского писателя, и обозначен как «история для людей от пяти лет». В 2009 году он стал победителем конкурса спектаклей для детей ИКАР и получил восторженные отклики в прессе. Трансформация книги в спектакль требует особых театральных решений. Пространство сцены решено в черном цвете, на фоне которого натянуты 2-3 красных каната (нити жизни?), две светлых ширмы слева и справа, бумажная лента, изображающая дерево, экран для просмотра слайдов, белая эмалированная миска с водой – и ничего больше.

    В этом абсолютном минимализме действуют на сцене герои спектакля Утка и Смерть. Актеры Мартина Кутюрье (Martina Couturier) и Хайки Иккола (Heiki Ikkola) осторожно и бережно раскрывают на понятном для маленьких зрителей языке печальную тему конечности жизни, вечного соседства жизни и смерти.

    Утка в исполнении Хайки Икколы и фигура Смерти, воплощенная Мартиной Кутюрье – более сильных контрастов и не придумать. Искрящаяся радостью бытия Утка – воплощение самой жизни. Хайкки Иккола демонстрирует настолько потрясающее симбиотическое единство кукольника с куклой, что возникает вопрос, кто кого оживляет: актер куклу или кукла актера? Он превращается в дублера своей куклы, его лицо транслирует малейшие движения души Утки, левая рука намертво сплавлена с крылом, а правой он ведет куклу.
    И ее противоположность на сцене - молчаливая Смерть, сначала кукла, а затем в образе человека. Актриса словно сливается с куклой. Текучими становятся границы между кукольным и драматическим театром. Образ внешне загадочный, андрогинный, лицо стоически невозмутимое и в то же время дружелюбное. Ничего вызывающего страх, только загадочная непроницаемость, движения сведены к минимуму.

    И вот происходит первая встреча лицом к лицу, которая вызывает полную растерянность у одного, а другим воспринимается как нечто, само собой разумеющееся. Актеры мастерски точно и с большим юмором вырисовывают все детали взаимоотношений между героями спектакля: знакомство, поиск корма, прогулка на дерево, просмотр слайдов из жизни утки, бросание камешков в пруд. И происходит нечто фантастическое, утверждающееся на сцене как реальность: движение, основной принцип жизни, оказывается заразительным. Смерть становится подвижной. Лицо приобретает выражение: радость, удивление, любопытство, беспомощность. Ее конечности теряют скованность, Смерть учится двигаться, находит радость в игре, радость живого существа и, кажется, забывает о своей миссии.

    Великолепная находка постановщиков: слайд-шоу, картинки путешествий утки. Оказывается, что на каждой фотографии за ее спиной стоит смерть как абсолютно неотъемлемая составляющая жизни, как воздух, как дыхание. Повороты сюжета порой комичны. Инсценировка восхитительно легка, не преуменьшая при этом значительность темы и не скатываясь в пустую развлекательность. Финал – смерть Утки – известен с самого начала, но от мысли о нем отвлекаешься – ни на секунду не забывая.
    В то время как Смерть впитывает все больше жизненных сил, Утку они все быстрее покидают. В финале она чувствует только усталость. Магически завораживает сцена, в которой Смерть бесконечно бережно, медленно и нежно касается Утки, стягивает куклу с руки актера и, как ребенка, укачивает ее в своих руках.

    Трудно представить себе этот спектакль без виртуозного музыканта Марии Эльзы Дрелон (Marie Elsa Drelon). Она не просто сопровождает спектакль, а является полноправным партнером артистов. Ее музыка рассказывает эту историю вместе с ними. Не в последнюю очередь именно шумы и мелодии, воспроизводимые ею на музыкальных инструментах, делают спектакль таким живым и остроумным. Игра актеров и музыка великолепно дополняют и вдохновляют друг друга, становятся для зрителей пиршеством зрения и слуха. И когда в финале музыка вдруг стихает и воцаряется абсолютная тишина, у зрителя перехватывает дыхание.

    Действие разворачивается в сценическом пространстве, оформленном и освещенном Клаусом Дустом (Klaus Dust). Костюмы для актеров создала Габи Койнеке (Gabi Keuneke), а кукол – Сабина Кёлер (Sabine Kohler). Удачный пример того, как эстетика может одушевить функциональность.

    Чудесный спектакль, одинаково глубоко трогающий детей и взрослых. Смешной и серьезный, громкий и тихий, нежный и раскованный, тьма и свет!
    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.