Концерт музыки для органа и клавесина «Звук тишины»
6 +

Концерт музыки для органа и клавесина «Звук тишины»

Актёры/Исполнители
Андрей Коломийцев (орган, клавесин)
Описание
В бесконечных дискуссиях об «аутентическом» и «академическом» исполнении – терминах, которыми в наше время, с известной грубостью, часто заменяется идея осмысленной игры «ради самой себя» либо «коммерческой», упрощëнной в интересах непритязательной части публики – граница проходит там, где заканчиваются ноты и начинается тишина. Порог вхождения в подлинный профессионализм, «фильтр», делающий музыку недоступной для тех, кто пришёл за ней в поисках развлечений – и универсальный инструмент органиста для того, чтобы высечь из «мëртвого камня» живые линии и формы. Едва ли можно представить себе исполнителя, который смог бы сыграть эхо-фантазию Свелинка или пассакалию Керля, не считаясь с тишиной; именно на внимание к ней держится само таинство исполнения – и к подобной музыке это применимо в первую очередь.

В отличие от более раннего (и более архаичного из-за близости к полифоническим традициям Ренессанса) клавирного наследия итальянцев и англичан, французы первыми стали чëтко разделять органный и клавесинный репертуар, специализируя письмо для того или иного инструмента согласно его акустическим свойствам и тембровым возможностям. XVII век был первым веком расцвета собственно клавесинной музыки – у истоков её стоял Жак Шампион де Шамбоньер. Две его книги пьес для клавесина (1670), наряду с манускриптами, представляют собой свободно составленные сборники многочисленных танцевальных пьес, обладающих, несмотря на свою лаконичность, большим пространством для орнаментики и импровизации. Музыка его учеников – Луи Куперена и Жана-Анри д'Англебера – строилась схожим образом, развивая и усложняя пути, намеченные Шамбоньером, привнося в клавирную музыку драматизм, большую эмоциональную насыщенность и гармоническую напряжëнность.

Не менее важной чертой во второй половине XVII века стала фиксация в нотах той «незаписываемой» части музыки, которую играющий импровизировал сам: в сюитах Луи Куперена впервые появляются неметризованные прелюдии, отображаемые в записи в виде полуабстрактного текста, предполагающего собственную расшифровку исполнителя.

Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган, клавесин)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия до минор, BWV 537
Хоральная фантазия Jesu, meine Freude, BWV 713
Хоральные прелюдии:
  Jesus, meine Zuversicht, BWV 728
  O Lamm Gottes, unschuldig
  Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 690
  Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 691

Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Фантазия в манере эхо in d

Иоганн Каспар Керль (1627–1693)
Пассакалия in d

Жак Шампион де Шамбоньер (1601/2–1672)
Сюита in g (из Второй книги пьес для клавесина):
  Pavanne
  Gigue
  Courante
  Gigue où il y a un Canon

Луи Куперен (1626–1661)
Сюита пьес для клавесина in a:
  Allemande l’Amiable
  Courante
  Sarabande
  La Piémontoise

Жан-Анри Д'Англебер (1629-1691)
Прелюдия in d
Tombeau de Mr. de Chambonnières
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург