Говоря об органной французской музыке эпохи барокко, невозможно не отметить уникальность и самобытность этого явления. Дошедшие до нас произведения Николя де Гриньи, Луи-Николя Клерамбо, Луи Маршана и других композиторов той эпохи содержат не только отдельные расшифровки украшений, выписанные нюансы, но и регистровые указания, столь важные для образного восприятия музыки и формирования слухового впечатления. Так, Récit de Cromorne предполагает использование тембра язычкового регистра «Кроморна», Flûtes – только флейтовых регистров. Dialogue sur les grands Jeux в прямом смысле построен на «разговоре» тем, подсвеченных определёнными звуковыми красками органа.
Если гимн «Veni Creator spiritus» («Приди, дух-творец») напрямую связан с духовной тематикой, то органные сюиты французских композиторов были связаны с ней косвенно. Они могли исполняться во время богослужения: отдельные части при этом соответствовали определённым его разделам.
Творчество французского композитора-романтика Сезара Франка отличается мелодической ясностью и вместе с тем исключительной глубиной содержания. Музыка Пасторали полна звукоизобразительных эффектов: перед слушателем «рисуется» картина пастушьих наигрышей и летней грозы.
Три хорала Франка называют духовным завещанием композитора. Эти произведения при всей своей глубине содержания никак не связаны с барочным жанром обработки хорала: они являются подлинными романтическими поэмами, которые наследуют от баховской эпохи только религиозное начало, лежащее в основе понятия «хорал». В Третьем хорале Франк «рисует» образ Святого Духа, что выражено в подвижной фактуре крайних разделов, создающей ощущение стремительного полета.
Исполнитель:
Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Николя де Гриньи (1672–1703)
Три фрагмента из Гимна Veni Creator Spiritus:
Veni Creator en taille a 5
Recit de Cromorne
Dialogue sur les grands Jeux
Луи-Николя Клерамбо (1676–1749)
Четыре фрагмента из Suite du Deuxième Ton / Сюиты Второго тона (Livre d'orgue, 1710)
Plein jeu
Flûtes
Récit de Nazard
Caprice sur les Grands Jeux
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III Органная книга)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue), BWV 572
Сезар Франк (1822–1890)
Пастораль ми мажор, ор. 19, FWV 31
Хорал № 3 ля минор, FWV 40