Описание
На протяжении многих столетий орган является неотъемлемой частью лютеранского и католического богослужения. В связи с этим сфера интересов церковного органиста-композитора включает в себя произведения духовной тематики. Именно такие сочинения объединены в программе сегодняшнего концерта.
Жанр обработки хорала уходит своими корнями в XVI–XVII века. В это время орган выполнял аккомпанирующую функцию: инструменталист должен был исполнять гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно в этот период и зарождается манера прелюдирования на хорал. Одной из ранних обработок является «Te Deum» Марка-Антуана Шарпантье. «Te Deum» — благодарственный гимн «Хвала тебе Боже»: музыка отличается торжественным и ликующим характером.
«18 Лейпцигских хоралов» Иоганна Себастьяна Баха — кульминация в развитии жанра хоральной обработки эпохи барокко. Композитор здесь не только использует сложные полифонические формы (трио и фуги на хорал), но и подходит к написанию обработок с художественной стороны. В «Komm Gott, Schöpfer, heiliger Geist» наше внимание привлекает бас, который звучит на слабые доли и смещает акцентирование в тактах. «O Lamm Gottes unschuldig» написана в форме хоральной партиты, состоящей из трёх вариаций на хоральную мелодию.
Немецкие композиторы-романтики продолжили традицию обрабатывать хорал. В качестве основы для шестой сонаты Мендельсон взял напев «Vater unser im Himmelreich» («Отец наш небесный»): первая часть написана в виде вариаций на хоральную мелодию (и представляет собой хоральную партиту), а вторая часть — в виде фуги на эту тему. Завершает цикл «песня без слов», которая по функции равнозначна слову «Аминь» по окончании молитвы.
Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям прошлого. Несмотря на их религиозную составляющую, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определенное эмоциональное состояние. На концерте прозвучит «Es ist ein’ Ros’ entsprungen» — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа.
Исполнитель:
Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)
В программе:
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
Te Deum in D, H.146
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральные прелюдии:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Komm, Gott, Schöpfer, heiliger Geist, BWV 667 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Vater unser im Himmelreich, BWV 636 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547
Теодор Дюбуа (1837–1924)
In Paradisum из цикла 12 Pièces nouvelles pour orgue
Жак-Николя Лемменс (1823–1881)
Prière («Молитва»)
Иоганн Кристиан Киттель (1732–1809)
Фантазия ре мажор
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Хоральная прелюдия Es ist ein Ros' entsprungen из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61
Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto
Fuga: Sostenuto e legato
Finale: Andante
Жанр обработки хорала уходит своими корнями в XVI–XVII века. В это время орган выполнял аккомпанирующую функцию: инструменталист должен был исполнять гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно в этот период и зарождается манера прелюдирования на хорал. Одной из ранних обработок является «Te Deum» Марка-Антуана Шарпантье. «Te Deum» — благодарственный гимн «Хвала тебе Боже»: музыка отличается торжественным и ликующим характером.
«18 Лейпцигских хоралов» Иоганна Себастьяна Баха — кульминация в развитии жанра хоральной обработки эпохи барокко. Композитор здесь не только использует сложные полифонические формы (трио и фуги на хорал), но и подходит к написанию обработок с художественной стороны. В «Komm Gott, Schöpfer, heiliger Geist» наше внимание привлекает бас, который звучит на слабые доли и смещает акцентирование в тактах. «O Lamm Gottes unschuldig» написана в форме хоральной партиты, состоящей из трёх вариаций на хоральную мелодию.
Немецкие композиторы-романтики продолжили традицию обрабатывать хорал. В качестве основы для шестой сонаты Мендельсон взял напев «Vater unser im Himmelreich» («Отец наш небесный»): первая часть написана в виде вариаций на хоральную мелодию (и представляет собой хоральную партиту), а вторая часть — в виде фуги на эту тему. Завершает цикл «песня без слов», которая по функции равнозначна слову «Аминь» по окончании молитвы.
Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям прошлого. Несмотря на их религиозную составляющую, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определенное эмоциональное состояние. На концерте прозвучит «Es ist ein’ Ros’ entsprungen» — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа.
Исполнитель:
Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)
В программе:
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
Te Deum in D, H.146
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральные прелюдии:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Komm, Gott, Schöpfer, heiliger Geist, BWV 667 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Vater unser im Himmelreich, BWV 636 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547
Теодор Дюбуа (1837–1924)
In Paradisum из цикла 12 Pièces nouvelles pour orgue
Жак-Николя Лемменс (1823–1881)
Prière («Молитва»)
Иоганн Кристиан Киттель (1732–1809)
Фантазия ре мажор
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Хоральная прелюдия Es ist ein Ros' entsprungen из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61
Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto
Fuga: Sostenuto e legato
Finale: Andante