• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • Балет «Спартак»/ «Spartacus»
    12 +

    Балет «Спартак»/ «Spartacus»

    Продолжительность
    2 ч 40 мин
    Описание

    Спартак
    Балет в трех действиях
    Возрастная категория 12+

    Музыка Арама Хачатуряна
    Либретто Николая Волкова 
    Хореография Леонида Якобсона

    «Спартак» Леонида Якобсона – едва ли не самый громкий и масштабный спектакль за всю балетную историю Мариинского театра ХХ века. Громкими были скандалы еще в период подготовки к постановке, когда Якобсон по своей воле сократил и перекроил готовую партитуру возражавшего против изменений Арама Хачатуряна. Разногласиями между хореографом и композитором в театральном мире не удивишь, но чтоб дело дошло до рукоприкладства (как, рассказывают, было в случае со «Спартаком») и ссоры на годы – это редкость. 
    Громкой была слава спектакля. В процессе работы худрук балета Кировского театра Федор Лопухов, пригласивший Якобсона делать «Спартака», собирал восторженные отзывы репетировавших артистов, чтобы обезопасить спектакль перед принимающими комиссиями, и к моменту сдачи балета вооружился целой стопкой записанных похвал. Молва о впечатляющем действе распространилась быстро, и «Спартак» стал одним из самых посещаемых спектаклей театра, на него непросто было попасть. Что же заставляло любителей балета посменно дежурить в очередях за билетами? 

    Якобсон впервые в академическом театре поставил балет без пальцев и на невыворотных ногах. Уже это шокировало зрителей: в 1950-е годы в Кировском театре применение свободной пластики для решения целого спектакля было в диковинку (из балетов Михаила Фокина тогда шла только классическая «Шопениана»). Интриговала зрителей и грандиозность зрелища. Постановка с размахом исторического полотна, задуманная как античная фреска, с масштабной массовкой, огромным количеством персонажей, кордебалета и статистов носила подзаголовок «Сцены из римской жизни». В монументальном четырехактном действе оживала эпоха – быт, кровавые бои гладиаторов и сладострастная нега патрицианских пиров. На многоликом образе Рима был поставлен акцент в истории о восстании рабов под предводительством Спартака и его разгроме войсками Красса. 

    Имитируя античные барельефы, ключевые эпизоды сюжетного развития хореограф запечатлел в «живых картинах», статичных положениях, в которых застывали герои во время симфонических антрактов между картинами. Вдохновляясь горельефами Пергамского алтаря (во время создания «Спартака» он еще находился в Эрмитаже), опираясь на вазовую живопись, древнеримские изображения и скульптуру, Якобсон в пластике стремился к воссозданию духа античности. Его интересовал поиск индивидуального пластического языка, свойственного только этому спектаклю. Неожиданная хореографическая образность, воплощенная на сцене выразительностью поз, картинной точностью жеста блестящих исполнителей (Спартак – Аскольд Макаров, Фригия – Инна Зубковская, Нинель Петрова, Эгина – Алла Шелест), покорила зрителей. 
    Хотя со стороны ревнителей классики звучали сетования на то, что балет поставлен не на пальцах, что пластическое воспроизведение изображений с этрусских ваз создает ощущение, что балерины танцуют «в полноги». Якобсон же настойчиво доказывал правоту своего метода. Он был уверен, что античность, поставленная на пуанты, нарисованная выворотным классицистским танцем, станет искусственной. Хореограф очень дорожил своими пластическими открытиями, выстраданными спектаклями, много писал о них, парировал критику, эмоционально и обоснованно отстаивал правоту своего решения. 
    «Спартак» на десятилетия вошел в репертуар. Поставленный в 1956 году, он был возобновлен сначала в 1976-м, затем в 1985 и 2010 годах. И до сих пор хранит славу Леонида Якобсона – изобретательного режиссера, умевшего поразить зрительское воображение монументальным зрелищем, и тонкого стилиста-хореографа. 
    Ольга Макарова

    Декорации и костюмы Валентины Ходасевич
    Балетмейстер-постановщик возобновления – Вячеслав Хомяков
    Художники по возобновлению декораций: Батожан Дашицыренов, Сергей Грачев
    Художник по возобновлению костюмов – Ирина Коровина
    Художник по свету – Александр Наумов
    Графический дизайн Михаила Моргунова
    Слайды Валентина Барановского

    Мировая премьера: 27 декабря 1956 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
    Премьера капитального возобновления на сцене Мариинского театра: 1 июля 2010 года

    Продолжительность спектакля: 2 часа 40 минут.
    Спектакль идет с двумя антрактами.


    Spartacus
    Ballet in three acts
    Age category 12+

    Music by Aram Khachaturian
    Choreography by Leonid Yakobson
    Libretto by Nikolai Volkov

    World premiere: 27 December 1956, Kirov Theatre of Opera and Ballet (Mariinsky), Leningrad
    Premiere of the full-scale revival at the Mariinsky Theatre: 1 July 2010 

    Leonid Yakobson’s Spartacus is arguably the most stunning and immense ballet production in the history of the Mariinsky Theatre in the 20th century. Loud, too, were the scandals even as the production was being rehearsed, when Yakobson cut and re-stitched the complete score by Aram Khachaturian, who objected to any amendments whatsoever. Differences in opinion between a choreographer and a composer come as no surprise in the theatre world, but for things to go as far as beatings (as they say the case was with Spartacus) and years-long quarrels is something of a rarity.
    The production’s fame was tremendous. As work progressed, the Artistic Director of the Kirov Ballet Fyodor Lopukhov, who had invited Yakobson to stage Spartacus, gathered enthusiastic responses from dancers who had rehearsed the work in order to protect the ballet from the commissions which had to approve it, and when the time came for its fate to be decided he was armed with every written praise he could need. A rumour about the gripping plot spread like wild fire and Spartacus became one of the theatre’s most frequently attended productions – it was far from easy to get a ticket to see it. What was it that made balletomanes stand in queues at ticket offices on a shift system in order to ensure they had a seat? 

    In a classical dance theatre, Yakobson was the first to stage a ballet without pointes and with legs that were not turned out. This alone was enough to shock audiences: at the Kirov Theatre in the 1950s, the use of free plastique for an entire ballet was something beyond insanity (of Michel Fokine’s ballets, at the time only the classical Chopiniana was performed). Audiences were also intrigued by the grandiose spectacle. The production – with the scale of its historic plot, conceived as an Ancient fresco, with its massive crowd scenes, the huge number of characters, the corps de ballet and the extras – bore the secondary title of Scenes of Roman Life. The monumental four-act work brought to life the era, the life, the bloody battles of gladiators and the sensual bliss of patrician feasts. The multifaceted image of Rome was imprinted with an accent on the uprising of the slaves under the leadership of Spartacus and his routing by the warriors of Crassus. Imitating Ancient bas-reliefs, the choreographer embodied key episodes in the development of the plot in “living scenes”, static positions where the characters freeze during symphonic entre’actes between scenes. Inspired by the hautreliefs of the Pergamon Altar (when Spartacus was created this was still in the Hermitage) and referring to vase paintings, Ancient Roman images and sculpture, in dance Yakobson strived to recreate the spirit of the Ancient world. He was interested in the search for an individual dance language, unique to this ballet alone. The unexpected choreographic imagery, brought to life on-stage with the expressiveness of the poses and the “picturesque” precision of the gestures of the dazzling cast (Askold Makarov as Spartacus, Inna Zubkovskaya and Ninel Petrova as Phrygia and Alla Shelest as Aegina), conquered audiences. The adherents of classical dance voiced complaints that the ballet was not staged en pointe, that the plastique reproduction of images on Etruscan vases created the impression that the ballerinas were dancing “half-cocked”... Yakobson insistently demonstrated his right to his chosen method. He was convinced that the Ancient world, staged en pointe and depicted in “turned-out” classical dance, would be artificial. The choreographer held very dear his discoveries in plastique and the productions that did not have an easy stage life – he wrote a great deal about all this, parrying critics, emotionally and justifiably stating his right to the choices he had made. 
    Spartacus was in the repertoire for decades. First staged in 1956, it was initially revived in 1976 and again in 1985 and 2010. To this day it remains a testament to Leonid Yakobson – an inventive director and a subtle choreographic stylist who was able to stun the audience’s imagination with his monumental vision. 
    Olga Makarova

    Sets and costumes by Valentina Khodasevich
    Choreography revived by Vyacheslav Khomyakov 
    Revival Designers: Batozhan Dashitsyrenov & Sergei Grachev 
    Costume Designer: Irina Korovina 
    Lighting Designer: Alexander Naumov 
    Graphic Design by Mikhail Morgunov
    Slides by Valentin Baranovsky

    Running time: 2 hours 40 minutes.
    The performance has two intervals.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Февраль'2020 (1 мероприятие )
    4
    Февраля
    Вторник
    19:00
    Мариинский театр Мариинский-2
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 3500 - 8250
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург