Премьера: 23 ноября 2018
По мотивам отечественной мифологии.
Спектакль – номинант Премии ЗОЛОТАЯ МАСКА
Часто ли вы задумываетесь о том, что хорошо знакомые персонажи – Иван-дурак, Змей-Горыныч, Елена Прекрасная, Чудо-Юдо – не просто воспоминания из детства, а матрица нашего коллективного национального сознания? Они сотворены фантазией далеких предков, но по-прежнему их характеры узнаваемы, а типажи актуальны.
В спектакле любимый в народе младший сын, вечный Иванушка, отправляется на поиски правды и встречает на своем пути, полном приключений, множество героев. Гора-Богатырь рассуждает о пользе созерцания вместо подвигов, Кощей Бессмертный проповедует добровольное вымирание человечества, а Баба Яга ищет простое женское счастье...
Время и место действия авантюрной эпопеи постоянно колеблются между фантастикой и реальностью, прошлым и настоящим, сном и явью, «этим светом» и «тем», так что драматические скитания главного героя позволяют задать все насущные вопросы русской души. Отыщет ли герой истину? Не забудет ли свою возлюбленную Марью Моревну? Привезет ли домой желанную Жар-Птицу? Национальный сюжет-миф постановщики превратили в головокружительное и напряженное музыкальное странствие, в отечественную «Одиссею».
Режиссёр Андрей Прикотенко:
«Русские былины, сказки, легенды, на первый взгляд, – это набор разрозненных произведений, но, охватывая их целостным взглядом, мы получаем впечатление единой национальной мифологии. Кажется, что у нас есть свой эпос – «Илиада», «Калевала», «Песнь о Нибелунгах», словно рассыпавшийся на буквы.
Спектакль «Русская матрица» – это попытка соединить разобранный пазл. Центральной фигурой становится, конечно же, Иван-дурак – наш отечественный Пер Гюнт, Зигфрид, Робин Гуд, но в то же время абсолютно оригинальный тип. Он – совершенно иррациональное существо, сквозь сложность и прелесть характера которого мы и ощущаем русскую матрицу. У него нет четких целей и мотивов, он живет сиюминутным образным ощущением реальности, его история – поиск света в постижении тьмы.
Сложно себе представить русское путешествие без ощущения бескрайней степи, равнины, взгляда, уходящего за горизонт, и сценическое пространство спектакля волшебным образом передаст это чувство бесконечного и бескрайнего простора. Невозможно вообразить странствие по русскому мифу и без характерного отечественного музыкального лада, того, что возникает, когда мы начинаем напевать внутри себя русские мотивы. Они способны наполнить сюжет музыкальностью до такой степени, что могут превратить спектакль почти в мюзикл».
Спектакль идет без антракта.
Спектакль неоднозначный, кому-то он может не понравиться, а кто-то будет в полном восторге. Пьеса написана современным языком, поэтому изобилие диалогов не тяготит, через них герои предстают в непривычном для нас свете. Необычность образов подчеркнута выбором костюмов, так Баба-Яга выходит на сцену в элегантном белоснежном наряде, в шляпе с вуалью и туфлях на шпильках, а Кощей предстает в образе известного модельера Карла Лагерфельда, а играет его женщина.
Сценография аскетичная, кроме экрана на сцене ничего нет. Костюмы лаконичные, стилизованные под народную одежду, с элементами молодежной уличной моды. Персонажи спектакля для передвижения по сцене используют компактные современные транспортные средства сигвеи и электрические самокаты. В целом спектакль производит впечатление стильного, современного, немного хулиганского и крайне неординарного.
игра на патриотизме к корням
Артисты очень хороши, но спектакль совсем слабый, только для тех, кто не ходит в ведущие театры города и Европы
Никитин Дмитрий