Описание
Французская барочная музыка – самобытное явление, отличающееся от немецкой традиции как обращением к определённому кругу жанров, так и звуковыми возможностями клавишных инструментов. Композиторы-органисты этой эпохи сквозь века донесли до нас принципы исполнения своей музыки, включая и манеру игры, и особенности подбора регистров для отдельных произведений.
Французская органная месса достигла своего расцвета к концу XVII века: именно этот жанр с присущей ему строгостью формы и пышностью музыкального языка ассоциируется с золотым веком французского барочного органа. «Монастырская месса» Франсуа Куперена – одно из наиболее значительных органных сочинения композитора. Названия частей указывают на их тембровую окраску. Так, Récit de Cromorne предполагает использование тембра язычкового регистра «Кроморна», Fugue sur la Trompette – тембра «Трубы». Dialogue в прямом смысле построен на «разговоре» музыкального материала, который подсвечивается разными звуковыми красками органа.
Tierce en taille – тип органной фактуры, в названии которой подчёркивается парадоксальное расположение солирующего голоса в середине тесситуры и его тембровая терпкость, высветленная аликвотным регистром – терцией. В концерте прозвучит «Tierce en taille» Луи Маршана.
Ноэль – ещё один жанр французской барочной музыки. Ноэли Жана-Франсуа Дандриё представляют собой рождественские песнопения, поэтический текст которых связан с евангельскими сюжетами (Noël – французское название Рождества Христова). Для музыки ноэлей характерны интересные ритмические формулы, обилие «терпких» задержаний и диссонансов, а также многочисленные украшения.
Георг Муффат – единственный в программе представитель южнонемецкой композиторской школы. Однако для его музыкального языка характерен синтез французских и итальянских традиций, поэтому его творчество хорошо вписывается во «французский контекст». «Apparatus musico-organisticus» – своеобразная учебно-исполнительская энциклопедия конца XVII века. Сборник включает все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). На концерте прозвучит Пассакалия in g – жанр, представляющий собой вариации на повторяющуюся тему.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Кристоф Муаро (1700–1772)
Les Cloches d’Orléans («Орлеанские колокола») из сборника Pièces de Clavecin, Œuvre V
Луи Маршан (1669–1732)
Tierce en taille из сборника Pièces d'orgue, Livre I
Франсуа Куперен (1668–1733)
Kyrie из Messe pour les Couvents («Монастырской мессы») из сборника Pièces d'orgue, 1690:
Plein Jeu
Fugue sur la Trompette
Récit de Chromhorne
Trio à 2 dessus de Chromhorne et la basse de Tierce
Dialogue sur la Trompette du G. C. et sur la Montre, le Bourdon et le Nazard du Positif
Луи Куперен (1626–1661)
Павана in fis
Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738)
Три ноэля из сборника Livre de noëls pour l’orgue et le clavecin («Книги ноэлей для органа и клавесина»):
À minuit fut fait un réveil (I)
Il n’est rien de plus tendre
À minuit fut fait un réveil (II)
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Les Sauvages («Дикари») из оперы-балета Les Indes galantes
Клод-Бенин Бальбатр (1727–1799)
Canonnade («Канонада»)
Французская органная месса достигла своего расцвета к концу XVII века: именно этот жанр с присущей ему строгостью формы и пышностью музыкального языка ассоциируется с золотым веком французского барочного органа. «Монастырская месса» Франсуа Куперена – одно из наиболее значительных органных сочинения композитора. Названия частей указывают на их тембровую окраску. Так, Récit de Cromorne предполагает использование тембра язычкового регистра «Кроморна», Fugue sur la Trompette – тембра «Трубы». Dialogue в прямом смысле построен на «разговоре» музыкального материала, который подсвечивается разными звуковыми красками органа.
Tierce en taille – тип органной фактуры, в названии которой подчёркивается парадоксальное расположение солирующего голоса в середине тесситуры и его тембровая терпкость, высветленная аликвотным регистром – терцией. В концерте прозвучит «Tierce en taille» Луи Маршана.
Ноэль – ещё один жанр французской барочной музыки. Ноэли Жана-Франсуа Дандриё представляют собой рождественские песнопения, поэтический текст которых связан с евангельскими сюжетами (Noël – французское название Рождества Христова). Для музыки ноэлей характерны интересные ритмические формулы, обилие «терпких» задержаний и диссонансов, а также многочисленные украшения.
Георг Муффат – единственный в программе представитель южнонемецкой композиторской школы. Однако для его музыкального языка характерен синтез французских и итальянских традиций, поэтому его творчество хорошо вписывается во «французский контекст». «Apparatus musico-organisticus» – своеобразная учебно-исполнительская энциклопедия конца XVII века. Сборник включает все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). На концерте прозвучит Пассакалия in g – жанр, представляющий собой вариации на повторяющуюся тему.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Кристоф Муаро (1700–1772)
Les Cloches d’Orléans («Орлеанские колокола») из сборника Pièces de Clavecin, Œuvre V
Луи Маршан (1669–1732)
Tierce en taille из сборника Pièces d'orgue, Livre I
Франсуа Куперен (1668–1733)
Kyrie из Messe pour les Couvents («Монастырской мессы») из сборника Pièces d'orgue, 1690:
Plein Jeu
Fugue sur la Trompette
Récit de Chromhorne
Trio à 2 dessus de Chromhorne et la basse de Tierce
Dialogue sur la Trompette du G. C. et sur la Montre, le Bourdon et le Nazard du Positif
Луи Куперен (1626–1661)
Павана in fis
Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738)
Три ноэля из сборника Livre de noëls pour l’orgue et le clavecin («Книги ноэлей для органа и клавесина»):
À minuit fut fait un réveil (I)
Il n’est rien de plus tendre
À minuit fut fait un réveil (II)
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Les Sauvages («Дикари») из оперы-балета Les Indes galantes
Клод-Бенин Бальбатр (1727–1799)
Canonnade («Канонада»)