Описание
В эпоху барокко была широко распространена традиция совместного музицирования: звучание одного или нескольких солирующих инструментов сопровождалось партией клавесина или органа, которые могли не только выполнять аккомпанирующую функцию, но и быть полноправными участниками ансамбля. Программа сегодняшнего концерта знакомит слушателя практически со всеми формами барочной ансамблевой музыки.
Творчество Граупнера и Баха представлено фрагментами из их кантат. Кантата в эпоху барокко – это вокально-инструментальное произведение, в основе которого лежат тексты духовного или светского содержания. Кантаты состоят из оркестровых номеров, арий (дуэтов) и речитативов. Арии кантат бесконечно разнообразны по особенностям мелодии, формам и жанровым связям: это могут быть вдохновенные лирико-философские монологи, бытовые песни. Встречаются также среди них блестящие соло бравурного или концертно-колоратурного плана. Арии старых мастеров – своеобразная школа вокально-технического мастерства.
Другие жанры, представленные в программе – трио-соната и сольные инструментальные сочинения (фантазия для флейты соло, дуэт для флейты и гобоя Телемана). Слово «трио» подразумевает под собой наличие трёх самостоятельных мелодических линий. Две из них исполняют солирующие инструменты (в сонатах Телемана: блокфлейта и гобоя, флейта-траверсо и гобой), а третья поручена басу, который мог исполняться на клавишном (клавесин или орган), низком струнном (виолончель) или духовом (фагот) инструментах.
Исполнители:
Вера Чеканова (сопрано)
Никита Рыжов (контртенор)
Мария Изотова (блокфлейта, флейта-траверсо)
Константин Яковлев (барочный гобой, барочный фагот)
Анна Савенкова (орган, клавесин)
В программе:
Георг Филипп Телеман (1681–1767)
Affettuoso из Трио-сонаты фа мажор для блокфлейты, гобоя и basso continuo, TWV 42:F9
Кристоф Граупнер (1683–1760)
Дуэт из Кантаты Demütiget euch nun, GWV 1144/12
Георг Филипп Телеман
Кантата Da, Jesu, deinen Ruhm zu mehren, TWV 1:155a
Andante из Дуэта соль мажор для флейты и гобоя, TWV 40:G101
Джон Дауленд (1563–1626)
Две песни:
Flow my tears
Come again
Генри Пёрселл (1659–1695)
Music for a while… Фрагмент из музыкальной драмы Oedipus, Z.583
Георг Филипп Телеман
Трио-соната ре минор для флейты-траверсо, гобоя и basso continuo, TWV 42:d4 из цикла Essercizii musici
Largo
Allegro
Affettuoso
Presto
Jauchzet, frohlocket… Ария из Кантаты Jauchzet, frohlocket! der Himmel ist offen, TWV 1:953
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Wenn des Kreuzes Bitterkeiten… Дуэт из Кантаты Was Gott tut, das ist wohlgetan, BWV 99
Георг Филипп Телеман
Фантазия для флейты соло, TWV 40:e11
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Flößt, mein Heiland… Ария из «Рождественской оратории», BWV 248
Кристоф Граупнер
Ария и дуэт из Кантаты Weg verdammtes Sündenleben, GWV 1147/20
Творчество Граупнера и Баха представлено фрагментами из их кантат. Кантата в эпоху барокко – это вокально-инструментальное произведение, в основе которого лежат тексты духовного или светского содержания. Кантаты состоят из оркестровых номеров, арий (дуэтов) и речитативов. Арии кантат бесконечно разнообразны по особенностям мелодии, формам и жанровым связям: это могут быть вдохновенные лирико-философские монологи, бытовые песни. Встречаются также среди них блестящие соло бравурного или концертно-колоратурного плана. Арии старых мастеров – своеобразная школа вокально-технического мастерства.
Другие жанры, представленные в программе – трио-соната и сольные инструментальные сочинения (фантазия для флейты соло, дуэт для флейты и гобоя Телемана). Слово «трио» подразумевает под собой наличие трёх самостоятельных мелодических линий. Две из них исполняют солирующие инструменты (в сонатах Телемана: блокфлейта и гобоя, флейта-траверсо и гобой), а третья поручена басу, который мог исполняться на клавишном (клавесин или орган), низком струнном (виолончель) или духовом (фагот) инструментах.
Исполнители:
Вера Чеканова (сопрано)
Никита Рыжов (контртенор)
Мария Изотова (блокфлейта, флейта-траверсо)
Константин Яковлев (барочный гобой, барочный фагот)
Анна Савенкова (орган, клавесин)
В программе:
Георг Филипп Телеман (1681–1767)
Affettuoso из Трио-сонаты фа мажор для блокфлейты, гобоя и basso continuo, TWV 42:F9
Кристоф Граупнер (1683–1760)
Дуэт из Кантаты Demütiget euch nun, GWV 1144/12
Георг Филипп Телеман
Кантата Da, Jesu, deinen Ruhm zu mehren, TWV 1:155a
Andante из Дуэта соль мажор для флейты и гобоя, TWV 40:G101
Джон Дауленд (1563–1626)
Две песни:
Flow my tears
Come again
Генри Пёрселл (1659–1695)
Music for a while… Фрагмент из музыкальной драмы Oedipus, Z.583
Георг Филипп Телеман
Трио-соната ре минор для флейты-траверсо, гобоя и basso continuo, TWV 42:d4 из цикла Essercizii musici
Largo
Allegro
Affettuoso
Presto
Jauchzet, frohlocket… Ария из Кантаты Jauchzet, frohlocket! der Himmel ist offen, TWV 1:953
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Wenn des Kreuzes Bitterkeiten… Дуэт из Кантаты Was Gott tut, das ist wohlgetan, BWV 99
Георг Филипп Телеман
Фантазия для флейты соло, TWV 40:e11
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Flößt, mein Heiland… Ария из «Рождественской оратории», BWV 248
Кристоф Граупнер
Ария и дуэт из Кантаты Weg verdammtes Sündenleben, GWV 1147/20