Премьера: 29 апреля 2022 года.
Возрастное ограничение: 16+
Ферруччо Меризи – известный итальянский режиссер, директор экспериментальной актёрской школы, писатель, театральный педагог, руководитель международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин».
В постановочной команде спектакля театральные специалисты из Италии и России: художник по костюмам Элеттра Дель Миро, композитор Паоло Йус, художник Надежда Осипова, художник по свету Максим Греллер, ассистент режиссера и переводчик Дарья Садовская.
Итальянские мастера – Лючия Дзагет и Джулия Колусси – специально для артистов спектакля «Лжец» создают настоящие маски комедии Дель арте.
В 1750 году великий итальянец Карло Гольдони написал на спор 16 пьес, среди которых, были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Бабьи сплетни». Драматург сохранял в своих комедиях популярные маски народной итальянской комедии Дель арте. Но его герои, унаследованные от комедии масок, приобретали узнаваемые общечеловеческие черты, это живые люди, вовлеченные в водоворот событий. Гольдони брал сюжеты, «в которых разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии».
«Лжец» — одна из лучших пьес автора, образец комедии характеров и положений, с невероятной интригой, лихо закрученным сюжетом, яркими персонажами.
В ней Гольдони делает главным импровизатором выдумщика и фантазера Лелио – синтез Дон Жуана с бароном Мюнхгаузеном. Этот молодой повеса, сын венецианского купца Панталоне, возвращается в Венецию после учебы в Неаполе, где вел жизнь, полную приключений. Он сразу же становится свидетелем любовного объяснения, ввязывается в интригу, а далее – вихрь любовных неразберих, комических положений, смены масок, обманов, превращений…
Режиссер Ферруччо Меризи решает сделать новый финал, которого нет у автора. Задуманный им финал – это гимн Венеции. Городу, который всегда в единоборстве с морем. Венецианцы считают море «нашим избранником, нашим будущим, нашей бесконечностью». И Венеция предстает как вечный город — карнавальный, театральный по самой своей сути, и город обычных людей, мечтающих о своем счастье.
Режиссёр о спектакле: «В пьесе «Лжец» присутствуют практически все знаменитые маски комедии Дель арте — Панталоне, Баланцони, Арлекин, Бригелла, Дзанни, Коломбина, и так называемые «влюбленные» — Флориндо, Оттавио, Лелио, Розаура, Беатриче. Некоторые из персонажей спектакля носят настоящие маски комедии Дель арте, некоторые — выраженный гротесковый грим, но все без исключения ведут себя именно как МАСКИ. У масок есть необычная способность «видеть» больше, чем видим мы с вами. Они обладают невероятной способностью рассмешить.
В определенный момент жизни Гольдони хотел убрать маску из театра, но ему это так никогда и не удалось. И именно благодаря этому сочетанию — желание убрать маску, но в то же время крайняя в ней необходимость — рождается театр Гольдони — очень живой, человеческий и человечный.
В спектакле делается акцент не столько на внешней форме персонажей комедии Дель арте, сколько на ее художественных особенностях, ее искренности. Спектакль создается с замечательными актерами-сообщниками, которые умеют использовать маску для того, чтобы увидеть душу».
Дальше события развивались неспешно. И было бы капельку скучновато, если бы не великолепный актёрский ансамбль, синхронная игра с веерами главных героинь, гипертрофированный комизм персонажей-масок. Всё в жанре и в стиле!
После антракта под разухабистую песню дочерей Доктора комедийность нарастала, события множились, спектакль пошёл бодрее и энергичнее.
В финале зло было разоблачено, добро восторжествовало, то есть, как в любой классич.пьесе Гольдони.
Но как обаятелен был завершающий монолог плута Лелио! Отрицательный герой, но все женские сердца были покорены! Прелесть!
Очередная успешная премьера в ТЮЗе. Приятно, что Театр продолжает держать свою высокую планку и ищёт новые формы подержания интереса у зрителей.