Описание
Барокко и романтизм – универсальная модель практически любого органного концерта, позволяющая охватить важные вехи органного искусства и проследить изменения музыкального языка и способы отражения музыкальных образов.
Жанр обработки хорала уходит своими корнями в XVI–XVII века. В это время орган выполнял аккомпанирующую функцию: инструменталист должен был исполнять гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно в этот период и зарождается манера прелюдирования на хорал. Хоральные прелюдии Баха – вершина в развитии этого жанра: композитор в своих обработках использует не только сложные полифонические формы, но и многочисленные риторические фигуры, которые раскрывают содержание хорала.
Ноэли Луи-Клода Дакена, представляют собой французские рождественские песнопения, поэтический текст которых связан с евангельскими сюжетами (Noël – французское название Рождества Христова). Вместе с тем эти сочинения дают яркое представление о французской музыке эпохи барокко: для неё характерны интересные ритмические формулы, обилие «терпких» задержаний и диссонансов, многочисленные украшения, а также яркие тембровые решения.
Ференц Лист и Йозеф Габриэль фон Райнбергер – ярчайшие представители эпохи позднего немецкого романтизма. Органное наследие Райнбергера включает 20 сонат. Существует версия, что композитор хотел написать 24 цикла во всех тональностях, по аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» Иоганна Себастьяна Баха. Райнбергер – великолепный мелодист, во всех его сочинениях на первый план выходят выразительные, очень гибкие и интонационно насыщенные мелодические линии. На концерте прозвучит «Фантазия» из 13-й сонаты.
«Утешения» Листа – сборник из шести поэтичных пьес, которые наполнены размышлениями о смысле жизни, о бренности всего сущего. Музыка в прямом смысле как бы «утешает» страдания слушателя и вместе с тем воспевает искусство и красоту.
Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)
В программе:
Ференц Лист (1811–1886)
Introitus, S.268/1
Ave Maria d'Arcadelt, S.183/2
Доменико Скарлатти (1685–1757)
Соната in a, К.61
Доменико Циполи (1688–1726)
Пастораль до мажор из сборника Sonate d'Intavolatura per Organo e Cimbalo, op. 1
Луи-Клод Дакен (1694–1772)
Из сборника Livre de Noëls, op. 2:
Noël «Étranger» sur les jeux d’anches
Noël en récit en taille
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия In dulci jubilo, BWV 729
Концерт соль мажор, BWV 592 (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Allegro
Grave
Presto
Фридерик Шопен (1810–1847)
Прелюдия № 4 ми минор, ор. 28 (транскрипция для органа Ференца Листа)
Ференц Лист (1811–1886)
Consolation («Утешение») № 4, S.172
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Phantasie. Maestoso из Сонаты № 13 ми-бемоль мажор, op. 161
Жанр обработки хорала уходит своими корнями в XVI–XVII века. В это время орган выполнял аккомпанирующую функцию: инструменталист должен был исполнять гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно в этот период и зарождается манера прелюдирования на хорал. Хоральные прелюдии Баха – вершина в развитии этого жанра: композитор в своих обработках использует не только сложные полифонические формы, но и многочисленные риторические фигуры, которые раскрывают содержание хорала.
Ноэли Луи-Клода Дакена, представляют собой французские рождественские песнопения, поэтический текст которых связан с евангельскими сюжетами (Noël – французское название Рождества Христова). Вместе с тем эти сочинения дают яркое представление о французской музыке эпохи барокко: для неё характерны интересные ритмические формулы, обилие «терпких» задержаний и диссонансов, многочисленные украшения, а также яркие тембровые решения.
Ференц Лист и Йозеф Габриэль фон Райнбергер – ярчайшие представители эпохи позднего немецкого романтизма. Органное наследие Райнбергера включает 20 сонат. Существует версия, что композитор хотел написать 24 цикла во всех тональностях, по аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» Иоганна Себастьяна Баха. Райнбергер – великолепный мелодист, во всех его сочинениях на первый план выходят выразительные, очень гибкие и интонационно насыщенные мелодические линии. На концерте прозвучит «Фантазия» из 13-й сонаты.
«Утешения» Листа – сборник из шести поэтичных пьес, которые наполнены размышлениями о смысле жизни, о бренности всего сущего. Музыка в прямом смысле как бы «утешает» страдания слушателя и вместе с тем воспевает искусство и красоту.
Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)
В программе:
Ференц Лист (1811–1886)
Introitus, S.268/1
Ave Maria d'Arcadelt, S.183/2
Доменико Скарлатти (1685–1757)
Соната in a, К.61
Доменико Циполи (1688–1726)
Пастораль до мажор из сборника Sonate d'Intavolatura per Organo e Cimbalo, op. 1
Луи-Клод Дакен (1694–1772)
Из сборника Livre de Noëls, op. 2:
Noël «Étranger» sur les jeux d’anches
Noël en récit en taille
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия In dulci jubilo, BWV 729
Концерт соль мажор, BWV 592 (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Allegro
Grave
Presto
Фридерик Шопен (1810–1847)
Прелюдия № 4 ми минор, ор. 28 (транскрипция для органа Ференца Листа)
Ференц Лист (1811–1886)
Consolation («Утешение») № 4, S.172
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Phantasie. Maestoso из Сонаты № 13 ми-бемоль мажор, op. 161