Павел Флоренский – священник и один из крупнейших светочей русской философской мысли первой трети прошлого века – в своем докладе «Храмовое действо как синтез искусств», опубликованном в 1922 году, размышлял о взаимосвязи всех составляющих литургии, в том числе музыкального начала.
Ученый отмечал: «Синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительных искусств, но вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию – поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики – музыкальной драмой. Тут всё подчинено единой цели, верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому всё, соподчиненное тут друг другу, не существует или, по крайней мере, ложно существует взятое порознь».
Петербургский камерный хор, выполняющий миссию проводника в мир отечественной хоровой музыки, познакомит слушателей с творчеством двух композиторов рубежа XIX – XX столетий и позволит соприкоснуться с богатейшим культурным наследием нашей страны.
Жизнь Семёна Панченко тесным образом была связана с Петербургом: здесь он обучался в консерватории, брал уроки у Анатолия Лядова, преподавал на хоровых курсах, занимался организацией общедоступных концертных программ и чтением лекций для рабочих.
Всесторонне образованный человек, Панченко прекрасно знал западноевропейское музыкальное искусство и неоднократно дирижировал сочинениями Моцарта, Бетховена, Вагнера, Брукнера и Р. Штрауса. Ряд хоровых сочинений композитора, построенных с опорой на церковные распевы, испытал влияние зарубежной романтической музыки, что, вероятно, отражает стремление Панченко найти «системы абсолютных формул, с помощью которых возможно было бы выразить всякую общечеловеческую мысль».
Творческий путь Александра Никольского связан с Москвой, где он преподавал в разных учебных заведениях, в том числе на кафедре хорового дирижирования в консерватории.
В дореволюционный период деятельность музыканта была направлена на повышение профессионального уровня регентов и певчих по всей России; в многочисленных журналах публиковались его статьи, посвященные вопросам регентского искусства.
Основная часть хоровых сочинений написана Никольским до 1917 года. Композитор тяготел к яркой образности и контрастным сопоставлениям, внимательно откликаясь на духовный текст, который воспринимал как живое, немеркнущее, несмотря на политические события, слово.
Программа в исполнении Петербургского камерного хора под руководством Елены Курсносенко, адресованная широкому кругу слушателей, воскрешает страницы отечественной музыки, приобщая к духовной красоте и подлинной культуре России.
Петербургский Камерный Хор
Дирижёр — Елена Курносенко
Продолжительность: 1 час 10 минут без антракта