Описание
Композиторы, произведения которых составляют основу сегодняшней программы концерта — выдающиеся деятели эпохи барокко и признанные мастера органного искусства Германии. С творчеством Керля, Пахельбеля и Бёма связан важный этап становления и формирования ключевых жанров немецкой органной музыки; эти жанры Бах доведёт до вершины совершенства и поставит смысловую точку в их развитии. Самый распространённый из них — обработка хорала.
VaterunserimHimmelreich («Отец наш Небесный») — небольшое по масштабу, но глубокое по содержанию произведение: постоянно повторяющийся ритм в педали, приглушенность звучания создают ощущение бесконечности времени и заставляют задуматься о вечных жизненных проблемах.
Чакона in d Пахельбеля и пассакалия in d Керля схожи тем, что по форме представляют собой вариации на неизменно повторяющуюся тему.
Отличительной особенностью музыки Баха является то, что в ней совмещается глубокая концептуальность и внешняя простота и красота. «Дорийская» токката и фуга — один из монументальных циклов, поражающий своим архаичным звучанием. Название «дорийская» связано с написанием произведения в тональности ре минор с высокой шестой ступенью, которая образует дорийский лад. В связи с этим Бах не указывает знаки при ключе, а все необходимые бемоли и диезы выставляет при нотах.
Концерт ля минор является баховским переложением концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера и был почитателем его творчества; поэтому при создании транскрипции сочинения Вивальди он очень бережно относился к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
В завершение концерта прозвучит токката и фуга ре минор — одно из самых известных сочинений великого полифониста, ставшее визитной карточкой органного искусства эпохи барокко.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
Хоральная обработка VaterunserimHimmelreich, BWV 683 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3
Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2
Георг Бём (1661–1733)
ХоральнаяпрелюдияVaterunserimHimmelreich
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in d, P.41
Иоганн КаспарКерль (1627–1693)
Пассакалия in d
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempogiusto
Adagio
Allegro
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
VaterunserimHimmelreich («Отец наш Небесный») — небольшое по масштабу, но глубокое по содержанию произведение: постоянно повторяющийся ритм в педали, приглушенность звучания создают ощущение бесконечности времени и заставляют задуматься о вечных жизненных проблемах.
Чакона in d Пахельбеля и пассакалия in d Керля схожи тем, что по форме представляют собой вариации на неизменно повторяющуюся тему.
Отличительной особенностью музыки Баха является то, что в ней совмещается глубокая концептуальность и внешняя простота и красота. «Дорийская» токката и фуга — один из монументальных циклов, поражающий своим архаичным звучанием. Название «дорийская» связано с написанием произведения в тональности ре минор с высокой шестой ступенью, которая образует дорийский лад. В связи с этим Бах не указывает знаки при ключе, а все необходимые бемоли и диезы выставляет при нотах.
Концерт ля минор является баховским переложением концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера и был почитателем его творчества; поэтому при создании транскрипции сочинения Вивальди он очень бережно относился к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
В завершение концерта прозвучит токката и фуга ре минор — одно из самых известных сочинений великого полифониста, ставшее визитной карточкой органного искусства эпохи барокко.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
Хоральная обработка VaterunserimHimmelreich, BWV 683 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3
Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2
Георг Бём (1661–1733)
ХоральнаяпрелюдияVaterunserimHimmelreich
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in d, P.41
Иоганн КаспарКерль (1627–1693)
Пассакалия in d
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempogiusto
Adagio
Allegro
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Токката и фуга ре минор, BWV 565