• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • Балет «Лебединое озеро»/ «Swan Lake»
    6 +

    Балет «Лебединое озеро»/ «Swan Lake»

    Сентябрь - Апрель Мариинский театр
    Продолжительность
    3 ч 10 мин
    Описание

    Фантастический балет в трех действиях, четырех картинах
    Возрастная категория 6+

    Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский

    Мировая премьера (хореография Юлиуса Рейзингера): 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
    Мировая премьера (хореография Петипа и Иванова): 15 января 1895 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
    Премьера балета в редакции Константина Сергеева: 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), Ленинград

    «Лебединое озеро» – балет, без которого невозможно представить себе современный академический театр, да и современный психологический. Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в культивируемой теме фатума и рока.

    Тем не менее, появившееся в 1877 году «Лебединое озеро» получило отнюдь не мгновенное признание. Спектакль, сочиненный в Большом театре Вацлавом Рейзингером, был одним из многих – весьма традиционным и далеко не новаторским. Не находили в нем ни знаменитой русской души, ни вечного символа отечественной одухотворенности в образе лебедя. Да и музыка Чайковского, грустно-щемящая, празднично-ликующая или угрожающе-фатальная, не сразу была признана шедевром. Поначалу творение Петра Ильича аттестовали весьма сдержанно: находили, что балет «беден мелодиями», а музыка – его «самое слабое место». Да и духовность в первой постановке найти было нелегко: многое заслонял лебединый кордебалет, исправно махавший на премьере картонными крыльями, – сейчас такое можно представить разве что в пародии на спектакль! И только имя Полины Карпаковой, вошедшей в историю первой исполнительницей Одетты, говорит нам о том, что история балета началась вовсе не в Санкт-Петербурге. Но именно в городе на Неве белый лебедь «свил себе гнездо».
    После концерта памяти композитора, состоявшегося в 1894 году в Мариинском театре, на котором Лев Иванов показал лебединую картину, нежную, трогательную и печальную, властитель петербургского балета Мариус Петипа окончательно принял решение поставить спектакль Чайковского на императорской сцене. Премьера состоялась годом позже, в 1895-м. Очень тактичную музыкальную редактуру произвел дирижер и композитор Риккардо Дриго – именно его варианту партитуры «Лебединого озера» следует большинство хореографов. Француз Петипа и русский Иванов (хореографы), итальянец Дриго (дирижер и автор музыкальной редакции) и Пьерина Леньяни в партии Одетты-Одиллии – вот творцы знаменитого мифа «Лебединого озера».

    За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском театре постановку капитально редактировали лишь трижды, что, согласитесь, для балета с более чем вековой историей крайне мало. Наиболее радикальной была, как ни странно, женщина – Агриппина Яковлевна Ваганова, прославленный педагог и отличная солистка (в «Лебедином озере», кстати, лавров не снискавшая). Она постаралась прояснить мистицизм либретто и музыки, представив историю о девушке-лебеде как болезненные галлюцинации начитанного юноши, беспощадно умертвив в финале главных героев без права воскрешения (в спектакле 1896 года Одетта и Зигфрид, погибнув, соединялись в загробном мире). Однако от Вагановой в сегодняшнем спектакле и «лебединый» поворот рук, и танцевальная встреча Одетты и Зигфрида: Агриппина Яковлевна, не удовлетворенная суетливой пантомимой этого эпизода, сочинила очень образную хореографию.

    Десять лет спустя другой классик советского балета Федор Лопухов не дал погибнуть главным героям, более того, вернул Одетте человеческий облик – в финале она становилась девушкой. Но и этот спектакль, запомнившийся еще и отличной вариацией Ротбарта, в репертуаре театра продержался лишь пятилетку, и его сменила версия Константина Сергеева, одного из лучших Зигфридов всех времен и народов, в которой верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека. И эта постановка сегодня считается классическим образцом. Именно в ней и зафиксировала тогдашняя кинохроника лирический танец Галины Улановой, виртуозный блеск Натальи Дудинской, академическую безупречность Габриэлы Комлевой, мятежную страстность Галины Мезенцевой.
    Ольга Федорченко

    Музыка Петра Чайковского
    Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895)
    в редакции Константина Сергеева (1950)
    Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
    Декорации Игоря Иванова
    Костюмы Галины Соловьевой

    Спектакль идет с двумя антрактами.


    Fantasy ballet in three acts (four scenes)
    Age category 6+

    Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Andrei Ponizovsky

    World premiere: 20 February 1877, Bolshoi Theatre, Moscow (choreography by Julius Reisinger)
    Premiere in St Petersburg: 15 January 1895, Mariinsky Theatre (choreography by Lev Ivanov and Marius Petipa)
    Premiere of Konstantin Sergeyev´s version: 8 March 1950, Kirov Theatre of Opera and Ballet (Mariinsky), Leningrad

    Swan Lake is a ballet without which it is impossible to imagine contemporary classical theatre, and in terms of its psychology it is bang up to date. The classical qualities of Swan Lakelie in the precise structural forms, in the strict classical school and in the traditional split of classical and character dance. Its psychology lies in the mysterious theme of duplicity and the well-developed theme of fate and destiny.

    Nevertheless, when it appeared in 1877 there was no instant acclaim for Swan Lake. The production staged at the Bolshoi Theatre by Vaclav Reisinger was “one of many”, extremely traditional and in no way innovative. The famous “Russian soul” was absent in it, and neither was there the eternal symbol of Russian spirituality in the image of the Swan. And Tchaikovsky’s music, in turns mournfully aching, festively triumphant and menacingly fatal, was not regarded as a masterpiece for a long time to come. Initially, Pyotr Ilyich’s opus was received in a very restrained manner: people felt that the ballet was “poor in melodies” and the music “the weakest point of all.” The spirituality in the first production was hard to find: much was hidden by the corps de ballet which rigorously waved their cardboard wings at the premiere – today one could only imagine such a thing in a parody of the ballet! And only the name of Polina Karpakova, who went down in history as the first performer of the role of Odette (the name of the performer of the role of Odile was covered by three stars on the playbill), tells us that the history of the ballet did not begin in St Petersburg.
    But it was in the city on the River Neva that the White Swan “built its nest.”
    Following a concert in memory of the composer at the Mariinsky Theatre in 1894, when Lev Ivanov showed a “swan scene” – gentle, tender and touching – Marius Petipa, the director of the ballet company in St Petersburg, finally resolved to stage Tchaikovsky’s debut in the dance genre at the Imperial theatre. The premiere took place one year later, in 1895. The conductor and composer Riccardo Drigo undertook a very tactical musical revision of the score – it is his version of the music for Swan Lakethat most choreographers follow. The Frenchman Petipa and the Russian Ivanov (the choreographers), the Italian Drigo (conductor and author of this version of the music) and Pierina Legnani as Odette-Odile – these are the creators of the famous myth of Swan Lake.

    In the more than century-long existence of Swan Lake at the Mariinsky Theatre, the production has been radically altered on just three occasions, which, you must agree, is very little for a ballet that is over a hundred years old. The most radical, however strange it may seem, was by a woman – Agrippina Yakovlevna Vaganova, the famed teacher and excellent soloist (in Swan Lake, apropos, she did not particularly stand out at all). She attempted to simplify the mysticism of the libretto and the music, presenting the story of the swan-maiden as the sick hallucinations of an erudite youth, mercilessly killing off the protagonists with no right to resurrection in the finale (in the 1896 production Odette and Siegfried, once dead, were reunited in the afterlife). All that remains of Vaganova in the current production, however, is the “swan-like” turns of the arms and the dance meeting of Odette and Siegfried: Agrippina Yakovlevna, dissatisfied with the fussy pantomime nature of this scene, created highly imagistic choreography.

    Ten years later Fyodor Lopukhov, another classic of Soviet ballet, resolved to let the male protagonist live and moreover restored Odette’s human image – in the finale she became a woman. But this production too, memorable for von Rothbart’s excellent variation, remained in the theatre’s repertoire for just five years before it was replaced by the version of Konstantin Sergeyev, one of the finest Siegfrieds of all time anywhere, in which the dancer and choreographer, true to classical dance, combined the very best that had been created for Swan Lake in the course of half a century. Today, too, this production is considered the epitome of classical dance imagery. It was this version recorded on film that documents the lyrical dance of Galina Ulanova, the virtuoso sparkle of Natalia Dudinskaya, the classical perfection of Gabriela Komleva and the mutinous passion of Galina Mezentseva.
    Olga Fedorchenko

    Music by Pyotr Tchaikovsky
    Libretto by Vladimir Begichev and Vasily Geltzer
    Choreography by Marius Petipa and Lev Ivanov (1895)
    revised choreography and stage direction: Konstantin Sergeyev (1950)
    Set design by Igor Ivanov
    Costume design by Galina Solovyova

    Running time: 3 hours 10 minutes.
    The performance has two intervals.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Сентябрь (5 мероприятий )
    • Февраль'2020 (1 мероприятие )
    • Март'2020 (1 мероприятие )
    • Апрель'2020 (1 мероприятие )
    9
    Сентября
    Понедельник
    19:00
    Мариинский театр Мариинский-2
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 7000 - 11000
    11
    Сентября
    Среда
    19:00
    Мариинский театр Мариинский-2
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6000 - 11000
    21
    Сентября
    Суббота
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 12000
    22
    Сентября
    Воскресенье
    12:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 4800 - 9000
    22
    Сентября
    Воскресенье
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии менее 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 8400
    Показать ещё
    11
    Февраля
    Вторник
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 12000
    Показать ещё
    31
    Марта
    Вторник
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 12000
    Показать ещё
    1
    Апреля
    Среда
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 12000
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург