Концерт органной музыки «La Toccata»
Андрей Коломийцев – орган
Вся европейская академическая музыка коренится в вокальной традиции – в пении хоралов и речитативов в средневековой западной церкви. Первой музыкой, исполняемой на появляющихся инструментах, была всё та же вокальная музыка, те же мелодии и контрапункты – так называемые интаволатуры. Однако, с развитием техники сугубо инструментального музицирования, внимание музыкантов неизбежно обратили на себя дополнительные ресурсы выразительности, которыми располагает инструмент, но не располагает человеческий голос.
В случае клавишных это, прежде всего, возможность быстрого взятия большого числа нот, особенно соседних, практически отсутствующее ограничение на величину скачков в голосах, широкий диапазон, возможность усложнения орнаментики. Сначала всё это служило для украшения всё тех же вокальных полифонических построений, но, разрастаясь, декоративные элементы и гаммообразные заполнения больших интервалов стали самоценной эстетической сущностью, породив новые жанры – жанры сугубо инструментальные.
И одним из ярчайших таких жанров, несомненно, является токката, в самом названии которой (от итал. taccare - касаться) указывается именно на владение инструментом, как можно большее число прикосновений к нему. В ходе концерта слушатель сможет проследить развитие токкаты от относительно медленных самоуглублённых полифонических сочинений XVI в, ещё близких по духу к ричеркарам, до блестящих головокружительно-быстрых концертных шедевров конца XVIII в. Трактуемая в различные эпохи несколько по-разному, в своей сути токката всегда остаётся неизменной – это царство виртуозности; музыки, позволяющей и исполнителю, и инструменту продемонстрировать максимум своих возможностей.