Франсуа Куперен – композитор, имя которого осталось в истории как тождественное клавесинной культуре как таковой. Куперен Великий, как называли его современники, действительно был патриотом своего инструмента. Его знаменитый трактат «Искусство игры на клавесине» – едва ли не первое в истории сочинение подобного жанра, в центре которого находится сложившаяся концепция инструмента, определяющая технику и стиль. Современник известного клавиростроителя Николя Бланше, Куперен мыслил тембровыми категориями французского клавесина с певучим, «расцветающим» после взятия звуком, предполагающим органичное вплетение в музыкальную ткань многочисленной орнаментики.
Двадцать семь клавесинных ордров, которые Куперен создавал на протяжении почти всей жизни, – своеобразный дневник композитора, отражающий его картину мира, и монументальный тезаурус средств, которыми эта картина мира может быть воплощена на клавесине. Подобно сюитам более ранних французских композиторов, таких как Шамбоньер и Луи Куперен, ордр у Франсуа Куперена представляет собой сборник пьес в одной тональности, включающий как обязательные части сюиты (аллеманда, куранта, сарабанда), так и другие танцы, порой весьма многочисленные, а также программные пьесы – в том числе свойственные французской традиции «портреты» и «характеры». Концертная практика позволяла исполнителю выбирать пьесы из ордра по своему усмотрению, конструируя собственную сюиту из предложенного автором материала – делая этот выбор, современные клавесинисты порой отдают предпочтение наиболее ярким «хитам». В этом отношении концерт Елены Чупахиной неординарен: исполнительница сыграет все двадцать пьес восьмого и девятого ордров без каких-либо сокращений, досконально раскрывая авторскую мысль во всей её многогранности.
Исполнитель:
Елена Чупахина (клавесин)
В программе:
Франсуа Куперен (1668–1733)
Восьмая сюита (Huitième Ordre) пьес для клавесина си минор
La Raphaéle («Рафаэль»)
Allemande L'Ausoniéne (Аллеманда «Авзонская»)
Premiere courante (Первая куранта)
Seconde courante (Вторая куранта)
Sarabande L'unique (Сарабанда «Единственная»)
Gavotte (Гавот)
Rondeau (Рондо)
Gigue (Жига)
Passacaille (Пассакалья)
La Morinéte («Морен»)
Девятая сюита (Neuvième Ordre) пьес для клавесина ля мажор
Allemande à deux clavecins (Аллеманда для двух клавесинов)
La rafraîchissante («Освежающая»)
Les charmes («Чары»)
La Princesse de Sens («Принцесса Чувств»)
L'olimpique («Олимпийская»)
L'insinüante («Вкрадчивая»)
La séduisante («Пленительная»)
Le bavolet-flotant («Развевающиеся ленты»)
Le petit-deüil, ou Les trois veuves («Малый траур, или три вдовы»)
Menuet (Менуэт)