Описание
Съемка фильма, которого не было
В спектакле Александринского театра «Козинцев. Гоголиада» соединены фрагменты нереализованного замысла Григория Михайловича Козинцева, наброски его сценария с рабочим названием «Гоголиада» по «Петербургским повестям» Николая Васильевича Гоголя, и эпизоды, персонажи, мотивы из этих гоголевских повестей.
Знаменитый кино- и театральный режиссёр, сценарист, педагог, публицист Григорий Михайлович Козинцев (1905 — 1973) был значительной фигурой советского кино и ленинградской культуры. В 1920-е он стал культовым автором киноавангарда, в 1930-е снял трилогию о революционере Максиме, а позже, в 50-е — 70-е создал свои шедевры, легендарные экранизации большой мировой литературы: «Дон Кихот» (1957 год) с Николаем Черкасовым в главной роли, «Гамлет» (1964 год) с Иннокентием Смоктуновским, «Король Лир» (1970 год) с Юри Ярветом в роли Лира и Олегом Далем в роли Шута.
Гоголевский сюжет в творческой биографии Козинцева возник в 1920-е, когда в 1922 году вместе с Леонидом Траубергом он поставил пьесу «Женитьба» для ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актёра). В 1926 году в тандеме с Траубергом же был снят фильм «Шинель». Спустя сорок с лишним лет Козинцев снова обратился к Гоголю и его «Петербургским повестям» и с 1969 по 1973 год, вплоть до своей смерти, работал над замыслом «Гоголиады». Вот эти записи режиссёра, а также его переписка с соратниками и современниками, воспоминания о Козинцеве и другие биографические материалы стали отправной точкой в работе над спектаклем.
Вместе с тем «Козинцев. Гоголиада» — не байопик, по форме и сути это съëмки фильма, которого не было. Здесь персонаж Козинцев, герои Гоголя и безымянные участники съемочного процесса сталкиваются в драматических и комических ситуациях.
Зрители оказываются внутри творческого процесса режиссера. Интонационно спектакль во многом следует определению Козинцева: «Жанра здесь три: проповедь, исповедь и анекдот».
В юбилейный 270-й сезон премьера возвращает в афишу значимое для истории Александринского театра имя Григория Козинцева. Здесь он работал как театральный режиссер и выпустил два спектакля по пьесам Шекспира — «Отелло» (1944) с Ю.М. Юрьевым в главной роли и «Гамлет, принц Датский» (1954) с Б.А. Фрейндлихом в роли Гамлета.
Премьера — 23 ноября 2025 года
В спектакле Александринского театра «Козинцев. Гоголиада» соединены фрагменты нереализованного замысла Григория Михайловича Козинцева, наброски его сценария с рабочим названием «Гоголиада» по «Петербургским повестям» Николая Васильевича Гоголя, и эпизоды, персонажи, мотивы из этих гоголевских повестей.
Знаменитый кино- и театральный режиссёр, сценарист, педагог, публицист Григорий Михайлович Козинцев (1905 — 1973) был значительной фигурой советского кино и ленинградской культуры. В 1920-е он стал культовым автором киноавангарда, в 1930-е снял трилогию о революционере Максиме, а позже, в 50-е — 70-е создал свои шедевры, легендарные экранизации большой мировой литературы: «Дон Кихот» (1957 год) с Николаем Черкасовым в главной роли, «Гамлет» (1964 год) с Иннокентием Смоктуновским, «Король Лир» (1970 год) с Юри Ярветом в роли Лира и Олегом Далем в роли Шута.
Гоголевский сюжет в творческой биографии Козинцева возник в 1920-е, когда в 1922 году вместе с Леонидом Траубергом он поставил пьесу «Женитьба» для ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актёра). В 1926 году в тандеме с Траубергом же был снят фильм «Шинель». Спустя сорок с лишним лет Козинцев снова обратился к Гоголю и его «Петербургским повестям» и с 1969 по 1973 год, вплоть до своей смерти, работал над замыслом «Гоголиады». Вот эти записи режиссёра, а также его переписка с соратниками и современниками, воспоминания о Козинцеве и другие биографические материалы стали отправной точкой в работе над спектаклем.
Вместе с тем «Козинцев. Гоголиада» — не байопик, по форме и сути это съëмки фильма, которого не было. Здесь персонаж Козинцев, герои Гоголя и безымянные участники съемочного процесса сталкиваются в драматических и комических ситуациях.
Зрители оказываются внутри творческого процесса режиссера. Интонационно спектакль во многом следует определению Козинцева: «Жанра здесь три: проповедь, исповедь и анекдот».
В юбилейный 270-й сезон премьера возвращает в афишу значимое для истории Александринского театра имя Григория Козинцева. Здесь он работал как театральный режиссер и выпустил два спектакля по пьесам Шекспира — «Отелло» (1944) с Ю.М. Юрьевым в главной роли и «Гамлет, принц Датский» (1954) с Б.А. Фрейндлихом в роли Гамлета.
Премьера — 23 ноября 2025 года