Опера Мечислава Вайнберга
Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Мировая премьера: 19 декабря 1991 года, Камерный музыкальный театр, Москва (сокращенная версия)
Премьера полной версии оперы: 9 мая 2013 года, Национальный театр Мангейма
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 6 июля 2016 года
Музыка Мечислава Вайнберга
Либретто Александра Медведева по одноименному роману Федора Достоевского
Режиссер-постановщик, сценограф – Алексей Степанюк
Художник по костюмам – Татьяна Машкова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Илья Попов
Репертуарным композитором Мечислав Вайнберг (1919–1996) стал не так давно. Концертное исполнение его первой оперы, «Пассажирка» (1968), главные герои которой – бывшая узница концлагеря и ее надзирательница, состоялось в 2006 году в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 2009-м в Англии прошел фестиваль, приуроченный к девяностолетию композитора, где были исполнены инструментальные сочинения, одноактная опера «Леди Магнезия» и Реквием. Год спустя Теодор Курентзис на фестивале в Брегенце дирижировал первой постановкой «Пассажирки». После этого партитурами Вайнберга заинтересовались сразу несколько оперных театров: помимо «Пассажирки» внимание привлекли оперы «Портрет» и «Идиот». Музыка «неизвестного советского композитора» стала настоящим откровением для Европы, поспешившей назвать его третьим после Шостаковича и Прокофьева.
Младший современник Шостаковича и старший современник Шнитке, Мечислав Вайнберг родился в Варшаве. В 1939 году ему удалось бежать в Советский Союз, а вся его семья погибла в гетто. Судьбу композитора изменило знакомство с Шостаковичем, который стал его другом, способствовал исполнению его сочинений, а в 1953-м, когда Вайнберг в связи с «делом врачей» оказался под арестом, ходатайствовал об освобождении. Вайнберг всегда причислял себя к школе Шостаковича, хотя официально не взял у того ни одного урока и, несмотря на сильное влияние старшего коллеги, не утратил собственного стиля. Автор более двадцати симфоний и семи опер, он остался известен широкой публике по своим многочисленным работам в кино и мультипликации, среди которых – музыка к фильму «Летят журавли» и «Винни-Пуху». Композитор скончался в 1996-м, не дождавшись мировой известности, убежденный в том, что его музыка, звучащая все реже и реже, после его смерти исчезнет из концертных залов.
«Идиот» (1986) – последняя опера Вайнберга. Четыре части романа Достоевского превратились в четыре часа музыки с интенсивным симфоническим развитием, запоминающимися мелодиями, системой лейтмотивов. В оперу вошли почти все сюжетные повороты романа, но болезнь князя Мышкина осталась в прошлом (сцены с припадками, как и финал, не были включены в либретто). Главный герой стал для композитора проповедником его собственных идеалов, и монологи князя Мышкина – единственный фрагмент либретто Александра Медведева, где не использован текст Достоевского.
Продолжительность спектакля: 3 часа 30 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 12+