Концерт органной музыки «Хроники новейшего времени»
6 +

Концерт органной музыки «Хроники новейшего времени»

Описание
«Главным героем» этой программы станет музыка авангарда, созданная на историческом отрезке новейшего времени. В этот период известный интонационный мир окончательно рушится, открывая возможности для решений, которые ни в одну другую эпоху невозможно было вообразить в принципе. Язык этого времени, вышедший за все ранее известные рамки и представления о том, как может выглядеть музыка, совмещался с попытками заново осмыслить всю предшествующую культуру, объём которой естественным образом достиг исторического максимума: кто-то стремился «встроить» её в том или ином (зачастую гротескном) виде в новые реалии, кто-то, напротив, поставил целью бесповоротно «сбросить с парохода современности» весь этот объём и заново начать писать собственную историю музыки.

Три композитора-авангардиста, с чьей музыкой чередуются сочинения Баха, отличаются на редкость радикальной – даже для своего времени – приверженностью к наиболее экстремальным средствам. Так, Джон Кейдж – автор знаменитой пьесы 4'33'', традиционно сравниваемой с «Чёрным квадратом» Малевича: временной отрезок, в течение которого исполнитель не извлекает ни единого звука из инструмента, заставляя аудиторию послушать тишину и спонтанно возникающие в ней шорохи. Маурисио Кагель, наравне с Альфредом Шнитке, также считается одним из наиболее последовательных авангардистов, сочетавших в своём творчестве полярные стилистические направления и методы (вплоть до хэппенинга) и, по сути, создавших парадигму постмодерна применительно к академической музыке.

Сопоставление их сочинений с музыкой Баха превращается в противопоставление; контраст здесь оборачивается непримиримым конфликтом, по сути, не обогащающим, но обесценивающим обе «противоборствующие стороны». Один из двух сталкивающихся в этой программе пластов представляется не просто «лишним» или неуместным, но буквально не имеющим права на существование – и всё же исполнитель намеренно чередует их в одном концерте, принуждая слушателя не просто задуматься над экзистенциальными вопросами судеб музыкальной истории, но выбрать ту или иную сторону – и в полной мере нести ответственность за собственный выбор.

Исполнитель:
Людмила Голуб (орган, г. Москва)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Альфред Шнитке (1934–1998)
Zwei kleine Stücke für Orgel

Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Джон Кейдж (1912–1992)
Souvenir (1983 г.)

Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия Christ lag in Todesbanden, BWV 718

Маурисио Кагель (1931–2008)
Радиофантазия «Ррррр...»:
  «Рага»
  «Розали»
  «Рэгтайм – вальс»

Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 538
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург