Описание
По мотивам повести «Старуха» Даниила Хармса
В жизнь одинокого писателя вторгается смерть в образе таинственной старухи.
Она умирает прямо у него в комнате, в его любимом кресле, но и мертвой остается наваждением, от которого невозможно избавиться. Герой уже не в силах творить.
«Спектакль получился. Он не дает простые ответы на сложные вопросы. Он делает более важное дело – заставляет задуматься о себе, о своем предназначении, о судьбе, о творчестве, о преодолении страха и о бессмертии».
Марина Махортова
«Фразы и отдельные слова время от времени распадаются на атомы, перетекают друг в друга, пересобираются в новом качестве, истинно в хармсовской манере. СТРХ так или иначе проникает в каждого, кто пришел».
Марина Константинова
Режиссёр: Аида Хорошева
Хулиганский АХ Театр
1 ч 45 мин без антракта
(16+)
В жизнь одинокого писателя вторгается смерть в образе таинственной старухи.
Она умирает прямо у него в комнате, в его любимом кресле, но и мертвой остается наваждением, от которого невозможно избавиться. Герой уже не в силах творить.
«Спектакль получился. Он не дает простые ответы на сложные вопросы. Он делает более важное дело – заставляет задуматься о себе, о своем предназначении, о судьбе, о творчестве, о преодолении страха и о бессмертии».
Марина Махортова
«Фразы и отдельные слова время от времени распадаются на атомы, перетекают друг в друга, пересобираются в новом качестве, истинно в хармсовской манере. СТРХ так или иначе проникает в каждого, кто пришел».
Марина Константинова
Режиссёр: Аида Хорошева
Хулиганский АХ Театр
1 ч 45 мин без антракта
(16+)
Очень сильное представление!
Глубоко, ярко, эмоционально.
Много знакомых мыслей и пищи для размышлений.
Благодарю команду, сотворившую этот шедевр!!!!!! Приду еще)
Поэтому, нужно читать эти отрывки в в обратном порядке.
Спектакль получился. Спектакль получился очень хорошим. Он не дает простые ответы на сложные вопросы. Он делает более важное дело – заставляет задуматься о себе, о своем предназначении, о судьбе, о творчестве, о преодолении страха и о бессмертии.
Но в тот момент, когда герой решается изменить жизнь, его настигает еще более разрушительный страх – неотвратимая и отвратительная старуха, осязаемое воплощение смерти.
Ужас героя перед смертью ощущается зрителями на физическом уровне. События, разворачивающиеся на сцене, набирают темп, убыстряются, затягивают зрителя в водоворот мистических событий. Умение вовлечь зрителя в сценическое действие, мне кажется, важным достижением создателей спектакля.
Надо сказать, что текст повести Хармса «Старуха» непростое произведение для инсценировки. Рассказ идет от лица главного героя-чудотворца. Именно его глазами мы видим мир, он сам рассказывает нам о своих мыслях, желаниях, чувствах и намерениях. Авторский текст практически невозможно сократить. Повесть построена как монолог и обыкновенно ставится на сцене в форме моноспектакля. Однако, создатели спектакля «СТРХ» сумели разложить личность чудотворца на голоса, создав увлекательную и гармоничную полифонию, наполнить спектакль многоголосьем. Сделано это во многом благодаря запоминающейся игре Сергея Оковецкого. Его обаяние и профессионализм делают образ Сакердона Михайловича запоминающимся.
Не менее талантливо созданы актрисами Людмилой Куреповой и Асей Шибаровой женские образы. Актрисы способны сыграть любое женское воплощение: от пугающей нежити-старухи до очаровательной дамочки, олицетворяющей саму жизнь. И во всех ипостасях героини будут невероятно притягательны и загадочно манящи.
Кропотливая работа режиссера видна в трепетном отношении к первоисточнику текста инсценировки.
(о премьере спектакля «СТРХ»)
Название спектакля «СТРХ» необычное. Оно выражает главную идею спектакля, которую его создатели стремятся донести до зрителей.
Это название сразу привлекает внимание, заставляя расшифровать по крайней мере два смысла – СТРАХ, как состояние человека и «СТАРУХА», как отсылка к повести Даниила Хармса. Оба смысла являются сюжетной основой спектакля «Хулиганского театра» Аиды Хорошевой.
Инсценировка раскрывает природу самого большого человеческого страха – страха смерти. Но не думайте, что зрителя ждет мрачное, пугающее представление. Творчество основоположника абсурда Даниила Хармса полно черного юмора. А смех – известный способ победить ужас небытия. Цель всякой человеческой жизни, по Хармсу, одна: бессмертие. Бессмертие невозможно без чуда. Сотворить чудо может чудотворец. Чудотворец становится главным героем спектакля. Это сам Хармс и в тоже время неХармс. Это творец в широком смысле, ибо только творчество приближает человека к Богу и к бессмертию. Творчество делает человека равным Богу.
Итак, тема заявлена, она серьезна, она практически отсылает нас к философскому трактату о смысле жизни, но раскрывается языком театрализованного представления, языком гениально подобранной музыки, языком танца, близкого к акробатическому этюду и великолепной, тонкой игрой актеров.
На мой взгляд «СТРХ» – спектакль очень петербургский по настроению, по теме и, конечно, герою. Существование героя определяется не только реалиями 30-х годов прошлого века, но и географией событий: Невский проспект, улица Садовая, Михайловская улица, набережная Фонтанки и Литейная, станции Ланская, Новая Деревня и Лисий Нос. Следя за перемещениями героя-чудотворца, зритель становится соучастником действия, испытывает тот же спектр чувств и переживаний, что и герой, от скуки, голода, досады, до страха, влюбленности и отчаяния. Помогает зрителю сопереживать герою пронзительная игра Владимира Иванчина.