Описание
Барокко и романтизм – две эпохи в музыкальном искусстве Европы, отличающиеся друг от друга идеями, музыкальным языком, палитрой жанров. Рассматривая оба столетия в контексте немецкого органного искусства, можно выделить преемственность традиций, которые композиторы-романтики унаследовали от мастеров предыдущей эпохи.
Жанр «прелюдия и фуга» и обработка хорала были одними из ведущих в органном творчестве Баха. Фантазия и фуга BWV 542, объединенные в один цикл, изначально создавались как самостоятельные произведения: ярко драматическая, «пассионная» фантазия и выдержанная в танцевальном духе фуга. Восемнадцать «Лейпцигских хоралов» относятся к большим хоральным обработкам не только по масштабу произведений, но и по сложности полифонического письма. В концерте прозвучит обработка Schmücke dich, o liebe Seele – «Облачись в одежды света, о душа».
Сочинения Мендельсона тесным образом связаны с барочной традицией. В op. 37 композитор обращается к жанру «прелюдия и фуга». Органные сонаты op. 65 можно назвать своеобразными сюитами, в которых свободно совмещаются барочные и романтические жанровые образцы. Четвертая соната – четырехчастный цикл, где Allegro con brio напоминает токкаты Баха с непрерывно-моторным движением шестнадцатых, Andante religioso является стилизацией хорала, Allegretto в образном плане вызывает ассоциации с баркаролой, Allegro maestoso et vivace – фуга – выступает в роли смыслового центра, являясь кульминации всего цикла.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга соль мажор, oр. 37 № 2
Прелюдия и фуга до минор, oр. 37 № 1
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele, BWV 654 из сборника «18 лейпцигских хоралов»
Трио-соната № 3 ре минор, BWV 527
Andante
Adagio e dolce
Vivace
Феликс Мендельсон-Бартольди
Соната № 4 си-бемоль мажор, ор. 65/4
Allegro con brio
Andante religioso
Allegretto
Allegro maestoso et vivace
Жанр «прелюдия и фуга» и обработка хорала были одними из ведущих в органном творчестве Баха. Фантазия и фуга BWV 542, объединенные в один цикл, изначально создавались как самостоятельные произведения: ярко драматическая, «пассионная» фантазия и выдержанная в танцевальном духе фуга. Восемнадцать «Лейпцигских хоралов» относятся к большим хоральным обработкам не только по масштабу произведений, но и по сложности полифонического письма. В концерте прозвучит обработка Schmücke dich, o liebe Seele – «Облачись в одежды света, о душа».
Сочинения Мендельсона тесным образом связаны с барочной традицией. В op. 37 композитор обращается к жанру «прелюдия и фуга». Органные сонаты op. 65 можно назвать своеобразными сюитами, в которых свободно совмещаются барочные и романтические жанровые образцы. Четвертая соната – четырехчастный цикл, где Allegro con brio напоминает токкаты Баха с непрерывно-моторным движением шестнадцатых, Andante religioso является стилизацией хорала, Allegretto в образном плане вызывает ассоциации с баркаролой, Allegro maestoso et vivace – фуга – выступает в роли смыслового центра, являясь кульминации всего цикла.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга соль мажор, oр. 37 № 2
Прелюдия и фуга до минор, oр. 37 № 1
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele, BWV 654 из сборника «18 лейпцигских хоралов»
Трио-соната № 3 ре минор, BWV 527
Andante
Adagio e dolce
Vivace
Феликс Мендельсон-Бартольди
Соната № 4 си-бемоль мажор, ор. 65/4
Allegro con brio
Andante religioso
Allegretto
Allegro maestoso et vivace