ИСПОЛНИТЕЛИ:
Мария Ширинкина
Тимур Аскеров
Екатерина Осмолкина
Влада Бородулина
Премьера – 8 марта 1908 года, Мариинский театр
Музыка Фредерика Шопена (сюита из пьес для фортепиано в оркестровке Александра Глазунова и Мориса Келлера)
Сценарий Михаила Фокина
Хореография Михаила Фокина (1908)
Возобновление Агриппины Вагановой (1931)
Декорации по эскизам Ореста Аллегри
Фокинская «Шопениана» – это оммаж эпохе романтизма с ее «белым балетом», летящими арабесками, воздушными танцами бесплотных сильфид и вечной тоской по идеалу. Вдохновленный старинными гравюрами – изображениями легендарной Марии Тальони и ее современниц и уставший от моды на виртуозность и демонстрацию балетной техники, Фокин в начале ХХ века сочинил бессюжетную зарисовку «в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического». Хореограф писал: «Я старался не удивлять новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так».
Продолжительность спектакля 35 минутВозрастная категория 6+
Видение розы
ИСПОЛНИТЕЛИ
Камилла Мацци, Евгений Коновалов
Премьера – 19 апреля 1911 года, «Русский балет Дягилева», Театр Монте-Карло
В репертуаре Мариинского театра с 1997 года
Музыка Карла Марии фон Вебера
Хореография и сценарий Михаила Фокина (1911)
Идея Жана-Луи Водуайе по стихотворению Теофиля Готье
Костюмы по эскизам Льва Бакста
«С закрытыми глазами ищет Девушка, призывая, свое Видение. Spectre ни в одном движении не похож на обычного танцовщика, исполняющего для удовольствия публики свои вариации. Это – дух. Это – мечта. Это аромат розы, ласка ее нежных лепестков», – рассказывал Михаил Фокин о своем сочинении «Видение розы». Его идея родилась из стихотворения романтика Теофиля Готье:
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал…
Созданная в 1911 году для «Русских сезонов», эта миниатюра стала одним из символов дягилевской труппы. Девушка Тамары Карсавиной меланхоличной истомой задавала действу атмосферу мечты-воспоминания, а полетный прыжок Вацлава Нижинского, обессмертившего своим гением роль аромата розы, приводил публику в экстаз. Образы первых исполнителей дуэта со знаменитых рисунков-афиш Жана Кокто для многих европейцев начала ХХ века ассоциировались со всем передовым в балете того времени.
Продолжительность спектакля 10 минут
Возрастная категория 12+
Лебедь
ИСПОЛНИТЕЛИ
Валерия Кузнецова
Премьера – 22 декабря 1907 года, Мариинский театр
Музыка Камиля Сен-Санса
Хореография Михаила Фокина (1907)
…Нашей совместной (с Анной Павловой) работой был «Умирающий лебедь». <…> Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Это была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она – тут же, позади меня. (…) До этой постановки меня обвиняли в том, что я увлекался танцами «босоножек» и вообще отрицательно относился к танцу на пуантах. «Умирающий лебедь» был моим ответом на эту критику. Этот танец стал символом нового русского балета. Это было сочетание совершенной техники с выразительностью. Это было как бы доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Михаил Фокин. Фрагменты из статьи «Воспоминания балетмейстера»
Продолжительность спектакля 4 минуты
Возрастная категория 12+Шехеразада
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Шахриар – Сослан Кулаев
Зобеида – Виктория Терёшкина
Раб Зобеиды – Роман Беляков
Одалиски: будет объявлено позднее
Премьера – 4 июня 1910 года, «Русские сезоны», Парижская опера
Премьера в Мариинском театре – 28 мая 1994 года
Музыка Николая Римского-Корсакова
Сценарий Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок
Хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анны Нежной и Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста
Продолжительность спектакля 45 минут
Возрастная категория 6+