• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • 6 +

    Балет «Бахчисарайский фонтан»/ «The Fountain of Bakhchisarai»

    Продолжительность
    2 ч 50 мин
    Описание

    Хореографическая поэма в четырех действиях с прологом и эпилогом
    Возрастная категория 6+

    Музыка Бориса Асафьева
    Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина
    Хореография Ростислава Захарова (1934)
    Декорации и костюмы Валентины Ходасевич

    Мировая премьера: 28 сентября 1934 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский), Ленинград

    Звездный час драмбалета ознаменовало появление в 1934 году в Ленинградском театре, еще не носившем тогда имени С.М. Кирова, спектакля «Бахчисарайский фонтан». В нем стремление приобщить хореографию к темам высокой литературы и ратование нового советского искусства за реалистичность выкристаллизовали новое направление развития балета.
    «Бахчисарайский фонтан» рождался в атмосфере творческих дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора консерватории, авторитетного композитора и музыковеда Бориса Асафьева, определявшего в те годы художественную политику театра режиссера Сергея Радлова, дирижера Евгения Мравинского, художника Валентины Ходасевич, либреттиста Николая Волкова, критика Ивана Соллертинского. В эпицентре художественно-театральной жизни оказался и 27-летний хореограф Ростислав Захаров. Его, дебютанта в большой балетной форме, выпускника режиссерского факультета Ленинградского института сценических искусств, зарекомендовавшего себя постановками танцев в операх и пластики в спектаклях радловского Молодого театра, пригласили стать автором хореографии нового балета.

    Вдохновленный недавно опубликованными «Письмами о танце» Новерра со вступительной статьей Соллертинского о действенности танца, молодой балетмейстер в новом спектакле стал переносить на балетную сцену хорошо усвоенные уроки режиссуры драмы. Танец подчас оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался не из танца, а из действия, умело разыгранных мизансцен. В резонанс с предпочтениями постановщика вошел и актерский потенциал первых исполнителей. Выразительность назначенных на главные партии Галины Улановой и Константина Сергеева стала значительным вкладом в успех постановки. Раз и навсегда выбранный в «Бахчисарайском фонтане» творческий путь, постановка балетов-пьес, привел Захарова к признанию. Литературоцентризм стал «главной песней» Захарова и мейнстримом советского балета последующих двадцати лет. В поэтическую стихию балетного искусства, оперирующего исключительно категорией настоящего эмоционального (реального или нереального), вмещались бытовые подробности прозы.

    Недосказанность пушкинской поэзии требовала логических объяснений, и в «Бахчисарайском фонтане» появился новый персонаж – Вацлав, возлюбленный Марии, был включен в сюжет, чтобы подчеркнуть грань между миром, в котором была счастлива польская княжна Мария, и миром ее татарской неволи. Захаров приучил артистов к актерской работе над ролью, к неведомому им до того застольному периоду с режиссерским разбором характеров, конфликтов. И не случайно об исполнителях эпохи драмбалета нередко говорят: «Балерина – актриса, танцовщик – актер». Воплотить на сцене характеры пушкинских героев и тем самым заложить традиции актерской выразительности в советском балете стало миссией поколения 1930-1940-х. А зрителя Захаров и его единомышленники по воцарившемуся на советской сцене течению так называемого драмбалета приучили к вопросу «О чем танцуют?» Желая быть понятым, хореограф заставил зрителя думать и, порой, тем самым забыть о красноречии ненагруженного словесным подстрочником танца.
    Ольга Макарова

    Спектакль идет с двумя антрактами.


    Сhoreographic poem in four acts with prologue and epilogue
    Age category 6+

    Music by Boris Asafiev
    Libretto by Nikolai Volkov based on the poem by Alexander Pushkin
    Choreography by Rostislav Zakharov (1934)
    Set and costume design: Valentina Khodasevich

    World premiere: 28 September 1934, The State Academic Theatre of Opera and Ballet (Mariinsky), Leningrad

    The "star hour" of the drama ballet was heralded by the appearance in 1934 at the Leningrad Theatre, then not yet known as the Kirov, of the ballet The Fountain of Bakhchisarai. In it the desire to combine choreography with the themes of high literature and the defence of new Soviet art for the sake of realisticity crystalised the new direction of ballet's development.
    The Fountain of Bakhchisarai emerged in an atmosphere of creative discussions of the progressive cultural elite of Leningrad: Professor Boris Asafiev of the conservatoire, an authoratitave composer and music historian, stage director Sergei Radlov who defined the theatre's artistic policy at the time, conductor Yevgeny Mravinsky, designer Valentina Khodasevich, librettist Niklai Volkov and the critic Ivan Sollertinsky. The twenty-seven-year-old choreographer Rostislav Zakharov found himself at the epicentre of artistic and theatre life. He, as a debutant in grand ballet and as a graduate of the stage-directing faculty of the Leningrad Institute of Stage Arts who had recommended himself with his productions of dances in operas and plastique in productions at Radlov's Youth Theatre, was invited to stage the choreography of the new ballet.

    Inspired by the recently-published Letters about Dance by Noverre with an introductory article by Sollertinsky about the dramatic effect of dance, in his new ballet the young choreographer introduced well-learned lessons from stage drama to the ballet stage. The dance at times remained on the periphery of the choreographer's attention, the ballet was born not from the dance but from the plot, the cleverly enacted mise-en-scènes. In reaction to the stage director's preferences there was also the inclusion of the acting cast. The expressiveness of Galina Ulanova and Konstantin Sergeyev, who were allocated the lead roles, was to prove an essential element of the production's success. The once-and-forever chosen artistic path of The Fountain of Bakhchisarai and the production of ballet plays brought great acclaim to Zakharov. The literary centrism was to become the "main song" of Zakharov and the mainstream of Soviet ballet for the next twenty years. The poetic nature of ballet, oriented exclusively towards truly the emotional (real or unreal) were interminged with everyday prosaic elements.

    What remains unsaid in Pushkin's poetry demanded logical explanations, and in The Fountain of Bakhchisarai a new character appeared – Vaslav, Maria's beloved, was included in the plot in order to underscore the difference between the world in which the Polish princess Maria had a happy life and the world of her Tatar captivity. Zakharov taught his dancers to work as actors on their roles, to prepare them for that previously unknown "table-chat" with the director to deal with the characters and the conflicts. And it is not by chance that of performers of the era of drama ballet it was said that "the ballerina is an actress and the danseur an actor." Embodying on the stage the characters of Pushkin's heroes and thus laying the foundations of the traditions of acting expressiveness in Soviet ballet became the mission of the generation of the 1930s-1940s. And Zakharov and his comrades-in-arms who reigned on the Soviet stage throughout the period of so-called drama ballet taught the audiences to ask the question "What are they dancing about". Wishing to be understood, the choreographer forced audiences to think and, at times, thus to forget the eloquence of the dance unburdened by a lexical word-for-word through dance.
    Olga Makarova

    Running time: 2 hours 50 minutes.
    The performance has two intervals.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Июль (2 мероприятия )
    4
    Июля
    Четверг
    19:30
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 2100 - 6000
    14
    Июля
    Воскресенье
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 2100 - 6000
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург