Описание
«Никакая органная музыка без тесной связи с Бахом не может существовать», — писал немецкий композитор Макс Регер, подчеркивая феномен Баха в контексте органной культуры и его влияние на развитие музыки у последующих поколений. Концерты «Bachonly» позволяют познакомиться с разными гранями наследия великого полифониста, его музыкальным языком и принципами мышления в рамках органного искусства.
Фантазия соль мажор — одно из самых жизнеутверждающих сочинений Баха. Она уникальна своей структурой: в центр композиции Бах помещает монументальную пятиголосную фугу, которую с обеих сторон обрамляют свободно-импровизационные разделы, выдержанные в моторно-токкатном движении.
В основе Токкаты, adagio и фуги до мажор лежит двухчастный цикл «вступление и фуга», который был широко распространён в эпоху барокко и расцвет которого приходится на творчество Баха. Так, BWV 564 приобретает трёхчастную структуру, которая соответствует форме итальянского концерта: быстрые токката и фуга контрастируют с медленной серединой. Сходство крайних разделов проявляется также в обилии педальных соло, которые можно сравнить с ораторскими высказываниями от первого лица.
Основу органного наследия Баха вместе с жанром «вступление и фуга» составляют хоральные обработки. «18 Лейпцигских хоралов» отличаются не только своим масштабом, но и сложностью полифонического письма. Музыкальный образ этих произведений напрямую зависит от содержания текста, использованного в хорале. Так, Schmückedich o liebeSeele повествует о вечной красоте человеческой жизни; Nunkomm, derHeidenHeiland — о пришествии Христа; а VonGottwillichnichtlassen является «песней о любви» к Богу.
Концерт ля минор BWV 593 представляет собой баховскую транскрипцию скрипичного концерта Антонио Вивальди. Здесь орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов, разных по звучанию.
Завершит программу Токката и фуга ре минор — одно из самых известных сочинений Баха, ставшее «визитной карточкой» практически любого органного концерта.
Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièced'Orgue), BWV 572
Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564
Три хоральные прелюдии из цикла «18 Лейпцигских хоралов»:
Schmücke dich, o liebeSeele, BWV 654
Von Gott will ich nichtlassen, BWV 658
Nun komm, der HeidenHeiland, BWV 659
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
[–]
Adagio
Allegro
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Фантазия соль мажор — одно из самых жизнеутверждающих сочинений Баха. Она уникальна своей структурой: в центр композиции Бах помещает монументальную пятиголосную фугу, которую с обеих сторон обрамляют свободно-импровизационные разделы, выдержанные в моторно-токкатном движении.
В основе Токкаты, adagio и фуги до мажор лежит двухчастный цикл «вступление и фуга», который был широко распространён в эпоху барокко и расцвет которого приходится на творчество Баха. Так, BWV 564 приобретает трёхчастную структуру, которая соответствует форме итальянского концерта: быстрые токката и фуга контрастируют с медленной серединой. Сходство крайних разделов проявляется также в обилии педальных соло, которые можно сравнить с ораторскими высказываниями от первого лица.
Основу органного наследия Баха вместе с жанром «вступление и фуга» составляют хоральные обработки. «18 Лейпцигских хоралов» отличаются не только своим масштабом, но и сложностью полифонического письма. Музыкальный образ этих произведений напрямую зависит от содержания текста, использованного в хорале. Так, Schmückedich o liebeSeele повествует о вечной красоте человеческой жизни; Nunkomm, derHeidenHeiland — о пришествии Христа; а VonGottwillichnichtlassen является «песней о любви» к Богу.
Концерт ля минор BWV 593 представляет собой баховскую транскрипцию скрипичного концерта Антонио Вивальди. Здесь орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов, разных по звучанию.
Завершит программу Токката и фуга ре минор — одно из самых известных сочинений Баха, ставшее «визитной карточкой» практически любого органного концерта.
Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièced'Orgue), BWV 572
Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564
Три хоральные прелюдии из цикла «18 Лейпцигских хоралов»:
Schmücke dich, o liebeSeele, BWV 654
Von Gott will ich nichtlassen, BWV 658
Nun komm, der HeidenHeiland, BWV 659
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
[–]
Adagio
Allegro
Токката и фуга ре минор, BWV 565