Впервые в России. Петербургскую публику ждет без преувеличения исторический концерт: впервые в России со своими коллективами выступает сэр Джон Элиот Гардинер.
Он – один из тех выдающихся музыкантов, чьими усилиями в сегодняшнем концертном репертуаре наряду с сочинениями классицизма и романтизма значительное место занимает музыка предшествующих эпох. Отношение к партитуре как к шедевру, который необходимо хранить и исполнять вновь и вновь, возникло лишь в конце XVIII-начале XIX века; до этого музыку писали для того, чтобы, однажды прозвучавшая, она ушла в забвение, уступив место новым сочинениям. Важным событием в пробуждении интереса к «ранней» музыке стало инициированное Феликсом Мендельсоном в 1829 году исполнение «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха: сочинения композитора, почитаемого нами как один из величайших гениев в истории, воспринимались в его время как старомодные и быстро канули в лету, уступив место «современным» опусам его сыновей. XX век продолжил извлекать из забвения музыку отдаленных столетий, поражаясь ее непривычной, свежей красоте. Со временем этот интерес оформился в направление, получившее название «аутентизм», или – «исторически информированное исполнительство»; Джон Элиот Гардинер – одна из ключевых его фигур. Аутентисты стремятся к воссозданию «подлинного» звучания старинной музыки, используя для этого исторические инструменты, изучая манускрипты, посвященные особенностям нотации, техники, обстоятельствам исполнения старинных опусов.
В программу, которую сэр Джон Элиот Гардинер вместе со своими музыкантами представит петербургской публике, вошли духовные сочинения композиторов XVII-XVIII веков. Особым значением для Гардинера в их ряду обладает имя Клаудио Монтеверди: с исполнения его «Вечерни Пресвятой Девы Марии» в 1964 году началась карьера дирижера, имя композитора носит и основанный Гардинером хор.
Сэр Джон Элиот Гардинер также является основателем ансамбля English Baroque Soloists и Революционно-романтического оркестра (Orchestre RГ©volutionnaire et Romantique), исполняющего музыку XIX века. Многочисленные достижения дирижера включают две премии Grammy, несколько премий Gramophone (он получил больше премий Gramophone, чем любой другой ныне живущий артист). Музыкант регулярно сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами мира, среди которых Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Баварского радио, оркестр Концертгебау и Лейпцигский оркестр Гевандхауза. Дирижером записано более 250 альбомов, более 30 из них отмечено высокими наградами. Он – автор книги «Музыка в небесном граде: портрет Иоганна Себастьяна Баха», получившей признание критиков и множество наград; весной 2019 года она вышла на русском языке.
Исполнители:
Сэр Джон Элиот Гардинер – дирижер (Великобритания)
Хор Монтеверди
Ансамбль English Baroque Soloists
В программе:
Монтеверди
Месса на четыре голоса
Кариссими
«Иевфай», оратория
Пёрселл
Антем «Hear my prayer»
Антем «Jehova, quam multi sunt hostes»
Скарлатти
Stabat Mater