24 и 25 мая в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской ПРЕМЬЕРА!

22 Мая 2019, 17:01

Постановка Григория Дитятковского

Сценография Эмиля Капелюша

Художник по костюмам – Ирина Цветкова

Художник по свету – Гидал Шугаев

Хореограф – Анна Белич

В главных ролях: заслуженные артисты РФ Евгения Игумнова и Сергей Бызгу

В ролях:  народный артист РФ Георгий Корольчук; заслуженные артисты РФ Маргарита Бычкова, Михаил Самочко (МДТ-театр Европы); артисты Екатерина Карманова, Елизавета Нилова, Екатерина Панасюк, Варвара Репецкая, Варя Светлова, Елизавета Фалилеева,  Игорь Андреев, Егор Бакулин, Богдан Гудыменко, Владимир Крылов, Родион Приходько, Егор Шмыга.

Карло Гоцци (итал. Carlo Gozzi, 1720—1806) — итальянский драматург, вошедший в историю театра как создатель жанра фьябы — театральной сказки, использующей фольклорные элементы сюжета и принципы комедии масок.

Гоцци были не любил современной литературы и был почитателем старинных итальянских классиков, народной песни и сказки, а также commedia dell'arte, которую он считал «гордостью Италии».

В 1747 году некий Даниель Фарсетти основал Академию Гранеллесков (слово «гранелла» обозначает зерно и чепуху), поэтому это своеобразное литературное объединение многие называли «Шутовской Академией».  Члены Академии Гранеллесков, в число которых входили  братья Гаспаро и Карло Гоцци, были в большинстве своем представителями венецианской аристократии. На собраниях академии придумывались своеобразные шутовские обряды, писались «Летучие листки», заполненные шутками, эпиграммами и пародиями. Члены Академии отрицательно относились к деятельности драматургов-просветителей Гольдони и Кьяри. Из полемики с бытовой комедией Гольдони родилась у Гоцци мысль противопоставить ей стилистически противопо­ложный жанр театральной сказки — «фьябы» (fiaba teatrale). Гоцци взялся доказать Гольдони, предложившему «написать хотя бы одну пьесу, которая имела бы такой же успех, как его комедии», что «бабья сказка, которою венецианские кормилицы забавляют детей», соберет в театре не меньше публики, чем любая литературная комедия Гольдони. Вскоре появилась «Любовь к трём апельсинам». Её появлением Гоцци создал новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. «Женщина-змея» стала второй фьябой в цикле из 10 произведений. В основе фьябы лежит сказочный материал, где причудливо смешиваются комическое и трагическое, причём источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи, Бригеллы и Смеральдины), а трагического — конфликт главных действующих лиц.

Режиссер Григорий Дитятковский в 1986 году окончил ЛГИТМиК  (мастерская проф. А.Музиля), служил  в Малом драматическом театре (МДТ, 1986-1995 гг.), в  АБДТ им.  Г.А. Товстоногова (2004-2012 гг.). 

Григорий Дитятковский – известный петербургский режиссер. Его спектакли всегда становятся ярким театральным событием. Поставил около тридцати спектаклей в России и за рубежом. В Петербурге многие помнят его спектакли «Потерянные в звездах» (Театр на Литейном), «Отец», «Федра» в БДТ, «Белые ночи» в ТЮЗе им.Брянцева, «Мрамор» в «Белом театре», «Мой уникальный путь», «Пигмалион» в Приюте комедианта и пр. Зарубежные постановки: «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (1994), «Три сестры» А.Чехова (1995) и «Карусель» А. Шницлера (1996) в Capitale Theatre of the University в Манчестере; «Кукольный дом» Г. Ибсена (1996) Librery Theatre в Перте и «Трехгрошовая опера» Б.Брехта (1999) в   Western Australia Opera.

Лауреат Премии Правительства РФ, Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», Российской Национальной театральной премии «Арлекин»

В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской поставил два спектакля: «В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого и «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера (премия «Золотой софит» в номинациях: «Лучший спектакль на большой сцене», «Лучший режиссер», Лучшая женская роль», «Лучшая работа художника по костюмам»)

О театральном «методе» Карло Гоцци – режиссер Григорий Дитятковский:

Знаете, в чем главная сложность театральная Гоцци? Зритель появляется, и возникает живой театр участия. А самый главный признак его театральной формы? Суть в том, что он создал ту форму, которую насытил огромным количеством игры и содержания – сохранилась импровизация масок, которая не мешает сюжету.

8-10 человек труппа, и они, зная сюжетик, начинают импровизировать. Обязательные тексты писались для любовников, а маскам давался план. И это потрясающая природа существования: когда ты играешь, и кто-то тут же комментирует зрителю, что ты играешь, не мешая играть тебе, двигаясь дальше. Актер-комментатор может пошутить по любому поводу, а может рассказывать свои истории. Если ты рассказчик и одновременно – слуга, ты как бы внутри сюжета, но говоришь совсем не о том, о чем нужно рассказывать там. Ты сюжет раскручиваешь дальше, чем он есть, независимо от того, окончится он или нет. То есть ты попадаешь в компанию людей, которые предлагают тебе разные взгляды на одно и то же. А ты выбирай то, что хочешь. И вот этот способ развлекаться  -  исключительно dell'arte-вский, театральный. У нас с этим способом проблема, так как есть четвертая стена, и она превалирует. Когда я артистам объяснял, что такое dell'arte в нашей советской действительности, я вспоминал знаменитую гайдаевскую троицу, которая путешествовала из фильма в фильм (Вицин, Никулин и Моргунов). Вот они были как маски: одинаковы, но не надоедливы.

В этом варианте КАК иногда рождает ЧТО больше, чем ЧТО рождает КАК. Изобретательность очень важна. Самое характерное для Гоцци – это проверять человеческую данность на фантазийность: насколько он может нафантазировать и насколько он фантазийному верит. Человек идет за вымыслом или за опытом? Если способен идти за вымыслом – это  фьяба. Почему интересен этот путь? – потому что этот путь изобретательный. И в нашей  повседневности его нет.  Параллели провести можно, но только не жизнью. Или той жизнью, которой мы называем мечтами, порывами к идеалу, к красоте, к желаемому, как бы нам хотелось, а не как на самом деле – цинично и даже грязно: сказал – и тут же соврал, сказал – и тут же сделал другое. Или вообще никто никому никогда не клянется…А что есть фьяба? – попытка над пропастью постоять. Давай проверим эту игру!

З.а.РФ Евгения Игумнова (исполнительница заглавной роли):

Спектакль «Женщина-змея» К. Гоцци о том, что фантазии, наше внутреннее творчество иногда спасает нас в этой жизни. Это некий способ существования. Твой мир - тот, который ты создаешь сам. Это может быть мир, состоящий из врагов, политических интриг. Или мир, где все люди лжецы, где мужья изменяют женам, жены - мужьям, где существуют неблагодарные дети. А можешь выбрать мир совершенно иной. Где мужчины и женщины прекрасны. Так что каждый свой мир выбирает сам... И неудивительно, что одни старики выглядят прекрасно, они светятся, а другие выглядят гнусными карликами. Чем светлее наши фантазии, тем больше мы получаем любви и красоты.

 

 

Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург