Описание
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга.
Дирижер: н.а.СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко.
- СВИРИДОВ. «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра, 1956г. Солист – Олег Трофимов (тенор).
«Патетическая оратория» на слова В.Маяковского для баса, меццо-сопрано, хора и оркестра, 1959г. Солисты – Петр Мигунов (бас), Дарья Лейбова (меццо-сопрано).
«Поэма памяти Сергея Есенина» – одно из самых значительных сочинений Георгия Свиридова. В 1968 году в интервью композитор рассказывал: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды – а произошло это в ноябре 1955 года – я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано, не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом».
Уже в процессе работы композитору стало ясно, что масштабы замысла произведения выходят за пределы камерного жанра и требуют иного решения. И в начале 1956 года был создан новый, окончательный вариант для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра.
Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала как бы окончательной реабилитацией Есенина, долгие годы по существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не входили в школьный курс литературы, его не издавали. Причиной тому был трагический уход из жизни: в счастливой советской стране кончать жизнь самоубийством было преступно.
Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты мой заброшенный», «Поет зима», «В том краю, где желтая крапива, «Молотьба», «Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части), фрагмент поэмы «Песнь о великом походе», названный композитором «Крестьянские ребята», «Я - последний поэт деревни» и строфы, начиная со строки «Небо - как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица». Стихотворения, образующие первые шесть номеров «Поэмы», созданы Есениным в период от 1910 до 1916 года. Они воспроизводят картины жизни русского крестьянства в дореволюционную эпоху. Последующие стихотворения относятся к 1918-1924 годам и посвящены образам молодой Советской России. Ключевой Свиридов считал часть «Я – последний поэт деревни», с которой и начал сочинение.
Первое исполнение состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского. О замысле «Поэмы», о ее содержании сам Свиридов рассказывал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».
В 1959 году появилась поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств «Патетическая оратория» Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского. Литературную канву оратории композитор создал сам, используя фрагменты из поэмы «Хорошо!» и ряд стихотворений, среди которых - «Разговор с товарищем Лениным», «Последняя страничка гражданской войны», «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». В обращении с текстом композитор проявил обычную для него свободу и вместе с тем редкостную бережность, чуткость и внимание к главному - к индивидуальным свойствам поэта, к своеобразию его поэтического мира. Композитор открыл для музыки Владимира Маяковского, чьи произведения считались почти не поддающимися переводу на музыкальный язык. В ярком, сильном, новаторском произведении Свиридова начинается новая жизнь величайшего из советских поэтов.
Оратория посвящена грандиозной и главной для творчества композитора теме Родины, советского народа, революции. «Патетическая оратория» - монументальное произведение, которое потребовало от автора применения новых исполнительских и выразительных средств. Интересны и своеобразны жанровые оттенки отдельных номеров оратории. Здесь и монологи, и песня-гимн, и сцены. В оратории есть действующие лица: народ, поэт - трибун революции, образы врагов-белогвардейцев. Сценические черты, заложенные в этом произведении, вскоре привлекли к нему внимание театра. Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э.Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году.
Появление «Патетической оратории» стало крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии.
Дирижер: н.а.СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко.
- СВИРИДОВ. «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра, 1956г. Солист – Олег Трофимов (тенор).
«Патетическая оратория» на слова В.Маяковского для баса, меццо-сопрано, хора и оркестра, 1959г. Солисты – Петр Мигунов (бас), Дарья Лейбова (меццо-сопрано).
«Поэма памяти Сергея Есенина» – одно из самых значительных сочинений Георгия Свиридова. В 1968 году в интервью композитор рассказывал: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды – а произошло это в ноябре 1955 года – я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано, не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом».
Уже в процессе работы композитору стало ясно, что масштабы замысла произведения выходят за пределы камерного жанра и требуют иного решения. И в начале 1956 года был создан новый, окончательный вариант для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра.
Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала как бы окончательной реабилитацией Есенина, долгие годы по существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не входили в школьный курс литературы, его не издавали. Причиной тому был трагический уход из жизни: в счастливой советской стране кончать жизнь самоубийством было преступно.
Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты мой заброшенный», «Поет зима», «В том краю, где желтая крапива, «Молотьба», «Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части), фрагмент поэмы «Песнь о великом походе», названный композитором «Крестьянские ребята», «Я - последний поэт деревни» и строфы, начиная со строки «Небо - как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица». Стихотворения, образующие первые шесть номеров «Поэмы», созданы Есениным в период от 1910 до 1916 года. Они воспроизводят картины жизни русского крестьянства в дореволюционную эпоху. Последующие стихотворения относятся к 1918-1924 годам и посвящены образам молодой Советской России. Ключевой Свиридов считал часть «Я – последний поэт деревни», с которой и начал сочинение.
Первое исполнение состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского. О замысле «Поэмы», о ее содержании сам Свиридов рассказывал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».
В 1959 году появилась поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств «Патетическая оратория» Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского. Литературную канву оратории композитор создал сам, используя фрагменты из поэмы «Хорошо!» и ряд стихотворений, среди которых - «Разговор с товарищем Лениным», «Последняя страничка гражданской войны», «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». В обращении с текстом композитор проявил обычную для него свободу и вместе с тем редкостную бережность, чуткость и внимание к главному - к индивидуальным свойствам поэта, к своеобразию его поэтического мира. Композитор открыл для музыки Владимира Маяковского, чьи произведения считались почти не поддающимися переводу на музыкальный язык. В ярком, сильном, новаторском произведении Свиридова начинается новая жизнь величайшего из советских поэтов.
Оратория посвящена грандиозной и главной для творчества композитора теме Родины, советского народа, революции. «Патетическая оратория» - монументальное произведение, которое потребовало от автора применения новых исполнительских и выразительных средств. Интересны и своеобразны жанровые оттенки отдельных номеров оратории. Здесь и монологи, и песня-гимн, и сцены. В оратории есть действующие лица: народ, поэт - трибун революции, образы врагов-белогвардейцев. Сценические черты, заложенные в этом произведении, вскоре привлекли к нему внимание театра. Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э.Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году.
Появление «Патетической оратории» стало крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии.