• Описание
  • Рецензия
  • Отзывы
  • 18 +
    Спектакль «Записки А.И.Поприщина»
    В избранном у 1 пользователя
    Режиссер
    Г.Васильева
    Автор
    Н.Гоголь
    В ролях
    н.а.России В.Дьяченко, з.а.России Л.Жвания
    Продолжительность
    1 ч 20 мин
    Описание
    Судьба "маленького человека" в спектакле ТЮЗа отступает на второй план перед историей человеческой души, в глубинах которой, по выражению замечательного русского писателя Владимира Набокова, "проходят тени других миров, как тени безымянных кораблей".

    В 1995 году французская пресса признала "Записки Поприщина" сенсацией Авиньонского театрального фестиваля.

    Спектакль идет без антракта.
    Рецензия от bileter.ru

    Если в повести Гоголя «Записки сумасшедшего» мы с легкой веселостью и неким изумлением следим за невероятными событиями, создающимися воспаленным воображением героя на пути к сумасшествию, то спектакль ТЮЗа «Записки А.И.Поприщина», идущий на сцене театра уже почти 30 лет, похож скорее на мучительную попытку понять его. Мы словно видим ситуацию изнутри, и с ужасом понимаем, что внешние проявления сумасшествия не так страшны, как внутренние мучения души. А за жалким, ничтожным человечишкой скрывается невероятная, непостижимая, страдающая натура. Чтобы понять всю глубину авторского замысла, лучше не медлить, а купить билеты на спектакль «Записки А.И.Поприщина» прямо сейчас.

    Спектакль-откровение — так отзывались о постановке Георгия Васильева французские зрители. Этому режиссеру всегда было интересно исследовать тонкие грани человеческой души, он ставил Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. После безвременного ухода режиссера его спектакли продолжают жить и собирать полные залы, заставляя зрителя сопереживать и, главное, думать. В образе одного маленького, никчемного и ненужного человечка режиссер вывел, по сути, весь народ, каждого из нас в отдельности. Ведь, строго говоря, никто из нас не может считаться абсолютно нормальным, и только страх мешает нам признать, что каждый из нас — немного Поприщин. Билеты на спектакль «Записки А.И.Поприщина» - попытка бесстрашно посмотреть на самого себя и своих «тараканов» и научиться жить в этом несправедливом мире, не ломая себя по его прихоти. 

    2 отзыва
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    07.09.2017 / 10:51
    Легендарный спектакль долгожитель!!! Пусть будем земля пухом Георгию Львовичу Васильеву!!!Как магически умел он поставить Русскую Классику!!!До 'Записок Поприщина' видел 'Иудушка из Головлева','Человек в футляре и не менее культовый 'Старосветские помещики'.Все можно смело зачислить в ЗОЛОТОЙ театральный фонд!Во всех четырех задействован блистательный Валерий Дьяченко!Спасибо ТЮЗу!!! Всегда радует качеством и разноплановостью спектаклей!
    елена, зритель
    10.11.2011 / 15:58
    Это один из лучших спектаклей, которые я видела на петербургской сцене. Такое ощущение, что чрезвычайно насыщенная, плотная ткань спектакля создает особую реальность. Погрузившись в атмосферу спектакля, зритель оказывается как бы внутри истории, придуманной Гоголем, эта история проживается героем и нами здесь и сейчас. История «маленького человека» титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина становится историей человеческой души. Гуманизм спектакля в том, что в герое мы видим не какой-то социальный или психологический тип, не чиновника, не честолюбца, сошедшего с ума, а прежде всего человека. Валерий Дьяченко играет широчайший диапазон психологических состояний героя. От сцены к сцене едва заметно, но неуклонно нарастает сумасшествие героя, действия героя всё чаще вступают в парадоксальное противоречие со словами, принимают абсурдный характер. В спектакле есть моменты, когда начинаешь физически чувствовать, как у героя голова идет кругом, однако в изображении сумасшествия актёру удается избежать оттенка болезненной патологии и отталкивающего натурализма. Напротив, сойдя с ума, Поприщин обретает человеческое достоинство, распрямляет спину. В нём меняется всё, от взгляда до манеры держаться, черты лица преображаются. В какой-то момент осознаёшь, что это лицо прекрасно, это лицо человека, обретшего внутреннюю свободу. Толчком к такой метаморфозе становятся любовь. Любовь пробуждает его душу, заставляет страдать. Любовь и страдание помогают герою возвыситься над собой, осознать себя свободной личностью, обладающей собственной ценностью. В нём обнаруживается способность мечтать. Эта тяга к мечте, едва возникнув, становится безудержной и увлекает героя за собой. Стена, поднимающаяся перед потрясенным Поприщиным, становится образом, имеющим множество смыслов. Мне видится здесь исчезновение грани между миром мечты и действительностью, которое происходит в сознании героя. Без колебаний герой делает свой выбор, выбирая между мечтой и действительностью, он выбирает мечту. Смело глядя в глаза судьбе, с гордо поднятой головой он уходит в мир фантазии, в свою Испанию.
    В прочтении Георгия Васильева и Валерия Дьяченко в повести Гоголя отчетливо проступает философский подтекст. История Поприщина становится общечеловеческой историей, представляя собой трагический вариант разрешения вечного конфликта между духовными исканиями человека и реальностью, на которую он обречен. И чем невыносимее становится эта действительность, тем безвозвратнее уходит герой в свой внутренний мир.
    Как близко и понятно, и как человечно то, что герой возвращается в мыслях к своим истокам, к воспоминаниям о матери и отчем доме. В финале спектакля перед мысленным взором зрителя возникает образ поистине космического масштаба, мне вдруг вспомнились кадры из «Ностальгии» Андрея Тарковского, как будто рожденные пронзительным текстом Гоголя: «Вон небо клубится передо мною; …сизый туман стелется под ногами; струна звенит в тумане; с одной стороны море, с другой Италия; вон и русские избы виднеют. Дом ли то мой синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном?». Игра Валерия Дьяченко рождает целую вереницу образов и ассоциаций, уводящих зрителя в глубины собственного сознания.
    Все женские роли в спектакле с неизменной лёгкостью импровизации играет Лиана Жвания. Вызывает восхищение мастерство и самоотверженность актеров, сохраняющих живую душу спектакля на протяжении стольких лет.