Русское варенье
Премьера – 29 ноября 2007
На большой сцене театра «Вишневый сад» XXI века – жесткая и ироничная история от Людмилы Улицкой.
Если бы Чехов писал в наши дни…
Людмилу Улицкую нередко называют приемником русских классиков. Она заняла литературную нишу, которая пустовала на фоне авангарда. При этом писательница создает тексты, понятные и близкие современному читателю – избегая провокаций, но не впадая в сентиментальную мягкость. Едва ли ни с хирургической точностью препарируя характеры своих персонажей, Улицкая оценивает их большей частью отстранено и беспристрастно.
«Русское варенье» – пьеса о семье, которая отчаянно цепляется за старый уклад жизни и старается следовать ценностям, заложенным поколениями славных предков. Тех, на кого навесили изношенный ярлык «цвета русской интеллигенции», и к кому, по сути, не имеет никакого отношения пестрая и шумная компания, собравшаяся в дачном поселке, в родовом гнезде. Именно оно становится символом шаткой общности: замшелый сад, дом, который рушится на глазах, засохшее вишневое деревце, обернутое целлофаном и украшенное портретом Чехова…
Для того, чтобы сварить любимое всеми варенье, вишни приходится покупать на рынке. А домочадцам приходится искать себя в стороне от благородной семейной идеи.
Спектакль-лауреат премии "Золотой софит"
Номинант премии "Золотая маска"
Режиссер-постановщик – Анджей Бубень
Художник-постановщик – Елена Дмитракова
Музыкальное оформление – Ольга Тихомирова
Композитор – Виталий Истомин
Постановка танцев и пластики – Юрий Хамутянский
Художник по свету – з.р.к. России Евгений Ганзбург
⠀
Ее герои - представители русской интеллигенции, которые отчаянно цепляются за старый уклад жизни в уже современном мире и стараются сберечь ценности своих предков. Но проблема в том, что несмотря на происхождение, в них мало что осталось от той "породы".
Да и семьей их тяжело назвать - друг друга не слышат, говорят в параллель, постоянно пытаются перетягивать одеяло на себя...
По сути единственное, что их до сих пор объединяет - это родовое гнездо, в котором они живут. Но и оно уже разваливается прямо на глазах...
⠀
Спектакль очень понравился! Он породил большое количество различных чувств и мыслей! Долго ещё обсуждали с друзьями каждого из персонажей и мастерство актёров, их игравших.
Кстати, в этом спектакле принимал участие И. Бессчастнов, игра которого мне запал в душу ещё в постановке "Любовь втроём". Я его даже не сразу узнала, ведь его герой Семён-"Золотые Руки" совершенно не похож на комедийных персонажей из водевилей. Вот что значит разноплановый актёр!
⠀
Ещё отдельно отмечу потрясающее техническое оборудование и художественное оформление сцены! Кругом разруха, под ногами героев огромные лужи, а над головой протекающая во время дождя крыша. Всё это отлично передаёт атмосферу произведения Улицкой.
Всем настоятельно рекомендую эту постановку, особенно ценителям творчества Л. Улицкой.
Жизнь семьи и в семье важна для каждого из нас. И когда каждый персонаж в спектакле говорит только о себе одновременно с другим членом семьи, не пытаясь прислушаться и понять, это воспринимается очень трагично.
Входишь в театр на ВО и удивляешься: то фигуры в два метра( как дементоры) в "Даниэле Штайне",то вода в брезенте по всей сцене, мостики деревянные-это и есть место действия- в "Русском варенье". Сценография работает до самого финала с разбором дома.
Кто-то скажет:"Чеховщина". Да,портрет его висит на сцене , да и и проблемы с годами не меняются: Россия, которую мы теряем, хваткие лопахины и инфантильная интеллигенция с пылкими мечтами и речами и полным бездействием.. Но сколько актуального и современного в пьесе Улицкой. В течение всего спектакля зал был заворожен, очарован, насмешен, улыбка не сходила с лица от игры и народных, и заслуженных и совсем не именитых актеров. В голове у меня оседала только одна навязчивая мысль: ДАВНО Я ТАКОГО УДОВОЛЬСТВИЯ НЕ ПОЛУЧАЛА!
Последний 6-й ряд, 20 место. Сразу скажу-место было прекрасным. Еще чуть -чуть левее бы, на 1-3 места центрее и вообще отлично. Так что рекомендую-не бойтесь на этом спектакле последнего ряда и не центра. Видно отовсюду все отлично, потому как зал под этот спектакль абсолютно перестроен, хороший подъем и обзор и. как мне кажется. даже лучше чуть подальше и смотреть.
По сюжету.
"Чеховщина какая-то...!", подумала я, выйдя на улицу после спектакля. Очень интересна в целом сценография и проч. Актеры профессионально честны со зрителем.
Спектакль условно разделен на 3 части, первая - мееедленная завязка, когда непонятно о чем всё это и кто эти люди и когда. Вторая -много звука, крика, движения...Третья-воооот, наконец то появился сюжет, события, действия....
Вот что-то нащупалось....чувства, эмоции... Появились ощущения варенья.... И тут спектакль закончился.
Общая оценка -на троечку. Незаядлым театралам, не читавшим Улицкую,несмотревшим" Вишневый сад", мужчинам, подросткам будет откровенно скучно. Сначала удивятся всему что напридумывали для эффектов на сцене, потом заскучают, будут посматривать на выход, но обреченно, так как антракта нет, а выход только слева, и незаметно не уйти....потом будут немножко смеяться. Ну а потом спектакль закончится. Умилительно и предсказуемо.Ну как то так.
постановка и замечательная игра
актеров. Рекомендую сходить.
Понравилась игра актеров, режиссура, оформление сцены. Шумов, от которых хочется бежать, о которых писалось в одном из предыдущих отзывов вообще не заметила.
Местами ситуации и действия героев совершенно абсурдны. Однако почти всегда этот абсурд абсолютно логично доведен до того, что зрительный зал смеется.
Спектакль 2 часа 15 минут без антракта. На мой взгляд по времени все отлично.
Вывод такой, я лично считаю, что посмотрела хороший спектакль, а дальше уже кому как - дело вкуса.
Очень неожиданные декорации, не представляю как они это сделали, войдя в зал я его по началу даже не узнала. Спектакль идет 2,5 часа без антракта и при этом смотрится на одном дыхании. Рекомендую всем – и тем, кто любит легкие остроумные комедии, и тем, кто любит глубокие спектакли.
Вода частенько используется в современных спектаклях, но здесь она очень уместна, подчеркивает отрезанность этой семьи от остального мира. Сценография вообще мне показалась очень уместной и достаточной. Актерский ансамбль замечательный : и мэтры и молодежь. Как здорово когда пьеса хорошего автора хорошо трансформирована на сцену.!!!