Эрнст Теодор Амадей Гофман
Щелкунчик, или Рождественские сны и видения Мари Штальбаум
Перевод с немецкого И.Татариновой
Рекомендуемый возраст от 5 лет
…Под серебряную капель фортепьянной музыки начинается спектакль «Щелкунчик, или Рождественские сны и видения Мари Штальбаум», в котором, кажется, сам воздух пронизан предчувствием загадочных событий, близящегося Рождества, а изящный и исполненный таинственности Дроссельмейер в пудреном парике и золоченом камзоле напоминает Моцарта. Но главное в спектакле – это присутствие в нем совершенно необычной героини – юной Мари Штальбаум, находящейся в той предрассветной поре, когда «мы ничего не просим, не знаем в эти дни, но многое душою уж можем угадать».
Мир ее видений и предчувствий составляет сюжет спектакля. Сны и явь меняются попеременно, сквозь фантастику проступает реальность, и эта реальность обретает причудливые фантастические очертания. В переплетении двух действительностей мужает душа, обретает пищу сердце, а чувства – глубину и силу. Эта девочка, что и «в семье своей родной» порою кажется чужой, безоглядно вступает в неравную опасную борьбу со злом, воплотившимся в Мышином короле – чудище о семи головах, чтобы спасти деревянную куклу, вызвавшую в ней непреодолимое желание заступничества и сострадания, – чувств, предшествующих истинной любви и ее составляющих.
Спектакль Большого театра кукол – это, конечно же, история любви, ее зарождения, история становления души – высокой особенной и прекрасной. Красота и магия сцен, сменяющих одна другую, весь волшебный мир гофмановских фантазий – рождественская елка в доме Штальбаумов, живописные поединки Щелкунчика и Мышиного короля, пророческая сказка о Твердом орехе и принцессе Пирлипат – все имеет непосредственное отношение к этому высокому процессу воспитания чувств и подчинено ему.
Спектакль завершается балом в фойе театра в честь победы Щелкунчика над Мышиным королем, в котором участвуют главные герои и, конечно, зрители, и, когда Мари танцует под музыку Моцарта со своим прекрасным принцем, обретаешь уверенность, что высокие чувства существуют, а «верность и преданность несравненным видением юности» просветляют душу, побуждают к творчеству, приносят утешение и радость.
Инсценировка и постановка – Руслан Кудашов
Художник – Алевтина Торик, Андрей Запорожский
Музыкальное оформление – Владимир Бычковский
Художник по свету – Денис Солнцев
Хореография – Ирина Ляховская
Премьера – 29 декабря 2007
Действующие лица и исполнители:
Папа – Борис Матвеев
Мама – Татьяна Баркова
Мышиный король – Роман Дадаев
Дроссельмейер – Денис Казачук
Панталоне – Борис Матвеев
Фриц – Василиса Ручимская
Клерхен – Татьяна Баркова
Мышиный король – Сергей Евгранов
Арлекин – Василиса Ручимская
Мышиный король – Сергей Беспалов
Щелкунчик – Игорь Ушаков
Мари – Васса Бокова
Мышиный король – Алесь Снопковский
Каждому зрителю, независимо от возраста, необходимо приобретать билет.
Награды:
Спектакль-номинант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2007-2008 гг.) в номинации «лучший спектакль в театре кукол».
Дипломант XVII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» Диплом «за лучший спектакль» фестиваля (2008 г).
Актриса Ольга Фирсова – дипломантка XVII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» за роль Мари (2008 г).