После доноса, расстрела автора и многих лет забвения творчество Бабеля зазвучало еще острее и громче, и особенно громко прогремел его роман «Конармия» - 38 небольших рассказов-зарисовок из реалий гражданской войны. Эта книга так разительно отличалась от типичных советских пропагандистских «опусов», что по сей день не прекращаются споры и полемика о ее правдивости. И по сей день режиссеры театра не перестают обращаться к этой своеобразной летописи смутного послереволюционного времени, воссоздавая яркие, незабываемые образы, описанные Бабелем. Спектакль «Конармия» - один из примеров такой сложной творческой работы, его поставил молодой режиссер Максим Диденко. Билеты на спектакль «Конармия» в Александринском театре позволят зрителю не только вернуться мысленно к давно пройденным в школе и забытым событиям, но и посмотреть на них глазами человека еврейской культуры, ведь большинство рассказов романа являются автобиографическими.
В то время, как прочие писатели описывали походы легендарной Конармии как сплошной звон шашек и боевые подвиги, Бабель с интересом рассматривает людей, воевавших рядом с ним, узнает их судьбы, выводит на страницах книги бытовые, в том числе смешные и абсурдные ситуации, а иногда задается вопросом — для чего нужна эта борьба? Известно, что командарм Буденный не принял книгу, ведь в ней не было героизма.
Но у Исаака Бабеля была другая задача. Он ведет свое повествование беспристрастно, словно военкор, описывая в равной степени как удаль и самоотверженность, так и разгул, пьянство, грабежи и изнасилования. Обладая сатирическим даром настоящего одессита, автор метко называет своих героев «зверьем с принципами».
Спектакль «Конармия» Максима Диденко создан в виде ритуального еврейского песнопения, грусть и скорбь которого еще больше подчеркивает жестокость, грязь и бессмысленность происходящего. И в то же время у зрителя, купившего билеты на «Конармию» в Александринке, появляется понимание философии тех лет. Показывая внутренний мир каждого своего героя, Бабель без лишних украшательств выводит настоящих, живых людей, а не образцовых героев их сказок про Буденного. А режиссер добавляет действию некую поэтику и ритмичность, хореографическую пластику и немного сказки.