Описание
X Международный фестиваль балета «Мариинский»
Балет Лионской оперы.
Худ.рук. балета – Йоргос Лукос.
"Жизель" - балет в 2-х действиях.
Музыка* Адольфа Адана.
Хореография Матса Эка.
Сценография и костюмы Мари-Луизы Экман.
Свет Йоргена Янссона.
Спектакль был поставлен для труппы Куллберг-балет в 1982 году. 22 марта 2009 года спектакль вошел в репертуар Балета Лионской оперы.
Спектакль идет с одним антрактом.
*В спектакле звучит запись «Жизели» Адана, сделанная оркестром Оперы Монте-Карло под управлением Ричарда Бонинга и изданная компанией Decca-Record. Матс Эк предпочел запись живому исполнению ради сохранения в балете мельчайших нюансов ритмического рисунка, на котором он построил свою хореографию. Таким образом, использование фонограммы позволяет танцовщикам каждый раз работать в одинаковом темпе.
"Свою эпатирующую, парадоксальную и радикально модернистскую «Жизель» шведский хореограф Матс Эк поставил в 1982 году, и именно она принесла ему всемирную славу.
Это был первый из вывернутых им наизнанку классических балетов: далее последовали «Лебединое озеро» (1987) и «Спящая красавица» (1999), где Эк каждый раз предлагал экстремальные трактовки сюжетной схемы: «Спящая» у него – про девушку, подсевшую на наркотики (укололась – и впала в нечеловеческий сон); «Лебединое» – фрейдистская история про закомплексованного сына, властную мать и таких лебедей, которые похожи на настоящих птиц, оказавшихся на суше, а то и на свиту феи Карабосс. Но если в этих более поздних «версиях» от оригинала оставалась только музыка и предельно оголенный сюжетный каркас, то «Жизель» замечательна тем, что сквозь переосмысленный сюжет и сквозь новую танцевальную ткань явственно просвечивает оригинал, с которым все, привнесенное Эком, вступает в захватывающие и увлекательные художественные отношения.
Как же современный художник, трезвый, ироничный и несентиментальный, разворачивает фабулу романтического балета? Кем становится у него пейзанка Жизель, чистая сердцем и любящая? А вот кем: деревенской дурочкой в нескладно напяленном на голову берете. В конце первого акта она, как и полагается, сходит с ума, и потусторонний мир второго, «белого» акта, куда она попадает, – не что иное, как психиатрическая лечебница со своими виллисами – пациентками в белых больничных рубахах, и их повелительницей-сиделкой. Между тем в этом спектакле, поставленном средствами танца модерн, то есть в другой художественной системе, общий рисунок хореографии «Жизели» вполне узнаваем, и именно в этом узнавании кроется и обаяние, и чисто пластическое остроумие матс-эковской «Жизели».
Причем это не просто обильные цитаты: жестким гротеском остранен весь массив канонического текста «Жизели». Так что его хореография может читаться как перевод классической «Жизели» на другой пластический язык – перевод и пародийный, и гротескный, и необычайно динамичный – или же, если хотите, как ее интерпретация. Эк обращается с хореографическим текстом так, как режиссеры обращаются с текстами пьес..." (Инна Скляревская)
Балет Лионской оперы.
Худ.рук. балета – Йоргос Лукос.
"Жизель" - балет в 2-х действиях.
Музыка* Адольфа Адана.
Хореография Матса Эка.
Сценография и костюмы Мари-Луизы Экман.
Свет Йоргена Янссона.
Спектакль был поставлен для труппы Куллберг-балет в 1982 году. 22 марта 2009 года спектакль вошел в репертуар Балета Лионской оперы.
Спектакль идет с одним антрактом.
*В спектакле звучит запись «Жизели» Адана, сделанная оркестром Оперы Монте-Карло под управлением Ричарда Бонинга и изданная компанией Decca-Record. Матс Эк предпочел запись живому исполнению ради сохранения в балете мельчайших нюансов ритмического рисунка, на котором он построил свою хореографию. Таким образом, использование фонограммы позволяет танцовщикам каждый раз работать в одинаковом темпе.
"Свою эпатирующую, парадоксальную и радикально модернистскую «Жизель» шведский хореограф Матс Эк поставил в 1982 году, и именно она принесла ему всемирную славу.
Это был первый из вывернутых им наизнанку классических балетов: далее последовали «Лебединое озеро» (1987) и «Спящая красавица» (1999), где Эк каждый раз предлагал экстремальные трактовки сюжетной схемы: «Спящая» у него – про девушку, подсевшую на наркотики (укололась – и впала в нечеловеческий сон); «Лебединое» – фрейдистская история про закомплексованного сына, властную мать и таких лебедей, которые похожи на настоящих птиц, оказавшихся на суше, а то и на свиту феи Карабосс. Но если в этих более поздних «версиях» от оригинала оставалась только музыка и предельно оголенный сюжетный каркас, то «Жизель» замечательна тем, что сквозь переосмысленный сюжет и сквозь новую танцевальную ткань явственно просвечивает оригинал, с которым все, привнесенное Эком, вступает в захватывающие и увлекательные художественные отношения.
Как же современный художник, трезвый, ироничный и несентиментальный, разворачивает фабулу романтического балета? Кем становится у него пейзанка Жизель, чистая сердцем и любящая? А вот кем: деревенской дурочкой в нескладно напяленном на голову берете. В конце первого акта она, как и полагается, сходит с ума, и потусторонний мир второго, «белого» акта, куда она попадает, – не что иное, как психиатрическая лечебница со своими виллисами – пациентками в белых больничных рубахах, и их повелительницей-сиделкой. Между тем в этом спектакле, поставленном средствами танца модерн, то есть в другой художественной системе, общий рисунок хореографии «Жизели» вполне узнаваем, и именно в этом узнавании кроется и обаяние, и чисто пластическое остроумие матс-эковской «Жизели».
Причем это не просто обильные цитаты: жестким гротеском остранен весь массив канонического текста «Жизели». Так что его хореография может читаться как перевод классической «Жизели» на другой пластический язык – перевод и пародийный, и гротескный, и необычайно динамичный – или же, если хотите, как ее интерпретация. Эк обращается с хореографическим текстом так, как режиссеры обращаются с текстами пьес..." (Инна Скляревская)