Описание
«Воскресение»
Лев Толстой – из тех авторов, к творчеству которых Александринский театр неоднократно обращался на разных этапах своей истории. В 1891 году здесь впервые на профессиональной сцене была поставлена пьеса «Плоды просвещения» (1890), к которой театр впоследствии возвращался (в том числе в 1907 году Евтихий Карпов поставил её к 55-летию литературной деятельности Л. Н. Толстого). В 1895 году сразу после снятия цензурного запрета была представлена пьеса «Власть тьмы» (1886). Выдающийся режиссёр и реформатор театра Всеволод Мейерхольд дважды ставил Толстого в Александринском: в 1911 – «Живой труп», в 1918 – драму «Пётр Хлебник».
В 2000-х Толстого в репертуар театра возвращает Валерий Фокин, сперва поставив «Живой труп» в 2006 году, а затем осуществив в 2015 году вторую редакцию спектакля с народным артистом России Петром Семаком в главной роли.
Последний роман Толстого «Воскресение» (работу над ним писатель с перерывами вёл с 1889 по 1899 год) впервые поставлен в Александринке, в январе 2024 года премьера прошла на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда, в мае этого же года спектакль переведен на Основную сцену. Сценическая адаптация, над которой Никита Кобелев работал вместе с драматургом Дмитрием Богославским, включает мотивы и отдельные сцены из других произведений классика, среди них – повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий», неоконченный рассказ «Записки сумасшедшего». Впрочем, и сам Толстой на начальном этапе работы над романом, думал о том, чтобы «соединить в нём все свои замыслы», в числе прочих упоминая и эти сочинения.
Подход Никиты Кобелева к классическим текстам отличает пристальное внимание к смыслам произведения, режиссёр ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям автора. Для Кобелева всегда важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и сейчас. В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова:
«Для меня в романе было важно увидеть, “вскрыть” внутренний сюжет, не внешний. Мне интересно, как меняется главный герой, какой он путь проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его вообще исправить? Нехлюдов старается облегчить участь девушки, которую когда-то обесчестил. Встречает её случайно на суде. Прозревает и понемногу меняется. Он попадает в жизнь, которая была ему непривычна, которую он не знал. Воскресение – если говорить просто, это восстание из тела. Человек из горизонтальной жизни, в которой он был в богатстве и пресыщенности, пробуждается и открывается для жизни иной, ищет смысл для себя, то, ради чего жить. Он знакомится с другой Россией, которую не знал, не видел. Пытается разобраться, где он, с кем он, кто он. Понять, что правильно, что неправильно».
НИКИТА КОБЕЛЕВ
Режиссёр
ДМИТРИЙ БОГОСЛАВСКИЙ, НИКИТА КОБЕЛЕВ
Сценическая адаптация текста
НАНА АБДРАШИТОВА
Сценография и костюмы
ИГОРЬ ФОМИН
Художник по свету
ИЛЬЯ СТАРИЛОВ
Видеохудожник
НИКОЛАЙ ПОПОВ
Композитор
СОФИЯ МАТВЕЕВА, ТАТЬЯНА ШЕИНА
Помощники режиссёра
АНТОНИНА ДЗОЦЕНИДЗЕ
Выпускающий продюсер
ТИХОН ЖИЗНЕВСКИЙ / ВИКТОР ШУРАЛЁВ, АННА БЛИНОВА / МАРИЯ ЛОПАТИНА , ИГОРЬ ВОЛКОВ, МАРИЯ КУЗНЕЦОВА, ЕЛЕНА НЕМЗЕР, ОЛЬГА БЕЛИНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА БОЛЬШАКОВА, АНДРЕЙ МАТЮКОВ, ИВАН ТРУС, ВАЛЕНТИН ЗАХАРОВ, АННА СЕЛЕДЕЦ, АЛИСА ГОРШКОВА, АННА ВЕЛИЧКО, ИВАН ЖУКОВ, ИВАН СУПРУН
Актёры
Лев Толстой – из тех авторов, к творчеству которых Александринский театр неоднократно обращался на разных этапах своей истории. В 1891 году здесь впервые на профессиональной сцене была поставлена пьеса «Плоды просвещения» (1890), к которой театр впоследствии возвращался (в том числе в 1907 году Евтихий Карпов поставил её к 55-летию литературной деятельности Л. Н. Толстого). В 1895 году сразу после снятия цензурного запрета была представлена пьеса «Власть тьмы» (1886). Выдающийся режиссёр и реформатор театра Всеволод Мейерхольд дважды ставил Толстого в Александринском: в 1911 – «Живой труп», в 1918 – драму «Пётр Хлебник».
В 2000-х Толстого в репертуар театра возвращает Валерий Фокин, сперва поставив «Живой труп» в 2006 году, а затем осуществив в 2015 году вторую редакцию спектакля с народным артистом России Петром Семаком в главной роли.
Последний роман Толстого «Воскресение» (работу над ним писатель с перерывами вёл с 1889 по 1899 год) впервые поставлен в Александринке, в январе 2024 года премьера прошла на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда, в мае этого же года спектакль переведен на Основную сцену. Сценическая адаптация, над которой Никита Кобелев работал вместе с драматургом Дмитрием Богославским, включает мотивы и отдельные сцены из других произведений классика, среди них – повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий», неоконченный рассказ «Записки сумасшедшего». Впрочем, и сам Толстой на начальном этапе работы над романом, думал о том, чтобы «соединить в нём все свои замыслы», в числе прочих упоминая и эти сочинения.
Подход Никиты Кобелева к классическим текстам отличает пристальное внимание к смыслам произведения, режиссёр ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям автора. Для Кобелева всегда важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и сейчас. В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова:
«Для меня в романе было важно увидеть, “вскрыть” внутренний сюжет, не внешний. Мне интересно, как меняется главный герой, какой он путь проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его вообще исправить? Нехлюдов старается облегчить участь девушки, которую когда-то обесчестил. Встречает её случайно на суде. Прозревает и понемногу меняется. Он попадает в жизнь, которая была ему непривычна, которую он не знал. Воскресение – если говорить просто, это восстание из тела. Человек из горизонтальной жизни, в которой он был в богатстве и пресыщенности, пробуждается и открывается для жизни иной, ищет смысл для себя, то, ради чего жить. Он знакомится с другой Россией, которую не знал, не видел. Пытается разобраться, где он, с кем он, кто он. Понять, что правильно, что неправильно».
НИКИТА КОБЕЛЕВ
Режиссёр
ДМИТРИЙ БОГОСЛАВСКИЙ, НИКИТА КОБЕЛЕВ
Сценическая адаптация текста
НАНА АБДРАШИТОВА
Сценография и костюмы
ИГОРЬ ФОМИН
Художник по свету
ИЛЬЯ СТАРИЛОВ
Видеохудожник
НИКОЛАЙ ПОПОВ
Композитор
СОФИЯ МАТВЕЕВА, ТАТЬЯНА ШЕИНА
Помощники режиссёра
АНТОНИНА ДЗОЦЕНИДЗЕ
Выпускающий продюсер
ТИХОН ЖИЗНЕВСКИЙ / ВИКТОР ШУРАЛЁВ, АННА БЛИНОВА / МАРИЯ ЛОПАТИНА , ИГОРЬ ВОЛКОВ, МАРИЯ КУЗНЕЦОВА, ЕЛЕНА НЕМЗЕР, ОЛЬГА БЕЛИНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА БОЛЬШАКОВА, АНДРЕЙ МАТЮКОВ, ИВАН ТРУС, ВАЛЕНТИН ЗАХАРОВ, АННА СЕЛЕДЕЦ, АЛИСА ГОРШКОВА, АННА ВЕЛИЧКО, ИВАН ЖУКОВ, ИВАН СУПРУН
Актёры
Спектакль в современных тонах, но при этом все понимают, что речь о временах Толстого. Ох, обожаю я эти гибриды тонкие. В том числе в таком донесении материала должно быть мастерство молодых театральных режиссёров. Отличная музыкальная драматургия, именно драматургия. Вчера в отзыве о Жестоком романе я написал - музыкальное оформление. А здесь именно музыкальная драматургия. Местами её можно назвать не музыкальной, а звуковой, она словно погружает зрителей в единое целое с тем, что происходит на сцене и держит концентрацию. Так же отмечу интересные декорации и применяемые уже давно в Александринке визуальные технические средства в виде проекций, когда даже с последних рядов люди могут увидеть лица актеров крупным планом. Впервые был на спектакле Никиты Кобелева, есть в этой режиссуре нотки методов Андрея Могучего. В спектакле была отсылка к одному из эпизодов другого произведения Толстого Отец Сергий.
Не смотря на то, что у меня были места с ограниченной видимостью было интересно смотреть и внимание не переключалось на мысли внутри головы. То есть с первых рядов смотрелось бы куда круче.
Рекомендую всем данный спектакль. Очень много пищи для ума и души. Актуальность материала как никогда самая самая и постановка сама вполне себе достойная. Но спектакль, конечно, очень длинный, более трех часов. Главную роль, кстати, должен играть многим по кино известный Тихон Жизневский (фильм Майор Гром), но был его коллега.