Три комедийные пьесы разных эпох.
По пьесе Василия Шкваркина «Лира напрокат»
Кирилл Вытоптов:
«Когда Андрей Могучий предложил придумать стратегию для КМТ, возникло несколько идей, но после первой волны пандемии все они как-то разом отпали. Как у Пряжко: «Марина стоит и не знает глобально, что ей делать дальше».
Во время весеннего карантина я читал в социальных сетях опасения людей, связанных с театром: начнется борьба за зрителя, на первый план выйдут сугубо развлекательные спектакли. Я тоже было пригорюнился вместе со всем театральным сообществом, но потом возникла мысль двинуться именно в эту сторону. Родилась идея «Возможностей легкого жанра», поскольку сцена на Каменном острове, насколько мне известно, изначально и существовала, как летняя театральная резиденция с необременяющим репертуаром.
С одной стороны, очевиден запрос. Когда в буфете БДТ мне не удалось расплатиться картой и пришлось записываться в «долговую тетрадку», я представился, как режиссер, который будет делать водевиль. На меня посмотрели увлажненными глазами. С другой стороны, это безусловный челлендж, поскольку я никогда не занимался легкими жанрами, даже просто комедии в чистом виде я еще не ставил. Скорее, в каждом материале я стараюсь искать комическое. У меня нет родовых травм, готовых штампов и навыков, но меня безумно увлекает такая сценическая фактура, такое ощущение жизни, когда человек говорит и ни с того ни с сего начинает петь и танцевать.
Первым спектаклем станет постановка с рабочим названием «Водевиль Дилетант» по пьесе Василия Шкваркина «Лира напрокат», написанной в 1928 году. Главный герой – электрик Митя – пишет пьесу и неожиданно попадает с ней в гущу театральных событий. Мне кажется, что у людей 20-х годов прошлого века и у нас есть схожее качество: вера в свои безграничные возможности. Каждый может стать художником, просмотрев трехчасовой вебинар.
Стал вдруг понятен ход мысли писателей и драматургов этого круга, среди которых – Ильф, Петров, Эрдман, Катаев. Очень понятные задачи: использовать законы жанра XIX века, основные принципы водевильного построения, соединяя их с реалиями своего времени. Это позволяло обращаться к широкой аудитории, но не становиться «рабом лампы», а создавать по сути новый гибридный жанр, где куплеты под гитару соединялись с фантастикой и актуальной повесткой. Мы идем по похожему пути - в нашем спектакле обязательно будет сюжет, мелодраматическая интрига, песни, путаницы, игровая стихия, гротеск, угар. И вместе с тем, попробуем поговорить о чем-то еще».
Спектакль идет с одним антрактом.