Венеция – город, который по праву можно считать родиной итальянской органной музыки и той "отправной точкой", из которой исходило её дальнейшее развитие. Именно здесь в 1523 году был издан один из первых сборников, предназначенных специально для органа, – книга ричеркаров, мотетов и канцон авторства Марко Антонио Каваццони, содержащая образцы первых органных ричеркаров. Музыка этого периода, стилистически более близкая к Ренессансу, чем к будущей эстетике барокко, в известной мере запечатлела "рождение органа" как сольного, в полной мере самостоятельного инструмента, обладающего характерными чертами, из которых спустя несколько десятилетий сложится его окончательный "портрет". Значительный вклад в этот процесс внесли такие великие мастера, как Клаудио Меруло, Андреа и Джованни Габриели, в разные годы занимавшие почëтную должность первого органиста собора Св. Марка; их сочинения знаменуют столкновение "холодного" и "тëплого" течений – архаичной prattica prima и подчëркнуто новаторской prattica seconda, открывающей иную эпоху, в которой органу было уготовано стать в высшей степени виртуозным и риторичным инструментом.
С именем Джироламо Фрескобальди связывают "золотой век" итальянского стиля: прославленный музыкант и подлинный гений органного письма, он оставил значительный корпус органных сочинений, позволяющий раскрыть облик инструмента с разных сторон, во всëм его величии. Две книги токкат – труд, который воспринимается в наше время как "фундамент" органного барокко: в предисловии к ним Фрескобальди изложил свод исполнительских принципов, проливающий свет на ход мысли, которым он руководствовался. Токката IX из II книги – в некотором роде их квинтэссенция: стремительное развитие её фабулы идёт рука об руку со сложнейшими фактурными сочетаниями по вертикали, подчëркнутыми многоуровневой орнаментикой. Другая излюбленная композитором форма – более сквозная, но не менее непредсказуемая – вариации на гармонический квадрат; Cento partite sopra Passacagli является своеобразной вершиной его трудов на этой почве.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Клаудио Меруло (1533–1604)
Toccata prima del undecimo detto quinto tuono
Марко Антонио Каваццони (1490–1560)
Perdone. Moi. sie. folie. (1533)
Кристиан Эрбах (1568(73)–1635)
Canzona quarti toni
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Cento partite sopra passacagli (из Первой книги токкат)
Toccata nona „Non senza fatiga si giunge al fine“ (из Второй книги токкат)
Андреа Габриели (ок. 1533–1585)
Anchor che col partire (издано в Книге табулатур Б. Шмидта, Страсбург, 1607)
Ricercar del primo tono
Джованни Габриели (1554/7–1612)
Jubilate Deo, a 8 voci
Доменико Скарлатти (1685–1757)
Соната ре минор, K. 41 (fuga per Organo o Cembalo)
Соната ре мажор, K. 287 „Per Organo da Camera con due Tastatura, Flautato e Trombone“
Джованни Моранди (1777–1856)
Sonata prima (Offertorio) (из пятого сборника сонат)