V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»
6 +

V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»

Продолжительность
1 ч 10 мин
Описание

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм. 


25.12 Органный гала-концерт «Фанфары Рождества»

Фанфары Рождества. Первый католического Рождества день, исполненный радости и света, ознаменуется роскошным гала-концертом любимых петербургских музыкантов. Под сводами одного из самых красивых храмов Петербурга зазвучат труба и орган, голос и ансамбль саксофонов.

Германия и Италия, Испания, Франция и Россия, россыпи барочных фейерверков и нежность романтической пасторали, задушевность колядок и торжественность рождественских гимнов, волшебство зимних снов и… китайские регтаймы! Да, все это возможно — настало время негаданных чудес и нечаянных радостей. Вечер откроется светлым и праздничным звучанием чудесного рождественского гимна Adeste fideles («Придите, верные»). Старейшая рукопись гимна, датированная 1743 или 1744 годом, была обнаружена во Франции в бумагах английского католика в изгнании Джона Френсиса Уэйда. Властелин органа Иоганн Себастьян Бах представлен одной из трио-сонат, вошедшей в шестичастный цикл, изначально созданный для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но и ставшего знаменитым органистом. «Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы!  

Современники Георга Филиппа Телемана  — друга Иоганна Себастьяна Баха,— высоко ценили его творчество. При жизни он был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга, а его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха — Карла Филиппа Эммануила — выдающегося композитора своего времени.

Густав Меркель – ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии – сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Итальянский лучик концерта — Антонио Вивальди, солнечный венецианец, чья надолго забытая музыка, возродившись вновь, не перестает восхищать нас по сей день. Пьетро Йон — американский органист и композитор итальянского происхождения, один из крупнейших американских авторов церковной музыки первой половины ХХ века.  Колядки, праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV — начале XV века. Они стали неиссякаемым источником вдохновения для многочисленных музыкантов. Так Lulajże, Jezuniu (Баю-бай, Иисусе) использовал в своем знаменитом скерцо си минор гениальный польский композитор Фредерик Шопен. Это чудесную колыбельную полюбил и Хосе Каррерас. Культовый тенор перевел ее на испанский язык и включил в свой репертуар. А вот наш современник Роб Петерс написал на нее органные вариации. Молитва Олега Янченко, патриарха российской органной школы, на тему итальянского композитора Лоренцо Перози – эхо позднеромантической традиции. Яркие акценты концерта — неподражаемая звукопись Дебюсси и испанские ритмы Альбениса.

Фанфары Рождества — праздник начинается!

Программа
Рождественский гимн Adeste fidelis, аранжировка Сэмюэла Уэббе (1740–1816)
Георг Филипп Телеман (1681–1759) Концерт для трубы I часть, обработка для трубы и органа
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Gloria In excelsis Deo, обработка для трубы и органа
Густав Меркель (1827–1885) Рождественская пастораль ор. 56
Роб Петерс (1969*) Вариации на тему польской колядки Lulajze Jezuniu op.111
Олег Янченко (1939–2002 ) Рождественские сны
Алессандро Пьетро Йон (1943*) Рождество в Сицилии IPY 5
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната ми-бемоль мажор BWV 525, III
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт ре мажор RV93 I часть
Исаак Альбенис (1860–1909) Севилья из Испанской сюиты
Клод Дебюсси (1862–1918) Девушка с волосами цвета льна
Маленький негритенок
Жан Матита (1952*) Китайский регтайм

Исполнители:
Чжао Иньчжун, бас (КНР)
Лауреаты международных конкурсов
Алексей Иванов, труба
Мария Лобецкая, орган
Екатерина Маришкина, орган
Ансамбль саксофонов
художественный руководитель Константин Андреев


30.12 Органный концерт «Большой рождественский диалог»

 «Большой рождественский диалог» — белорусская гостья Фестиваля Каллиника Медведева представляет грандиозную программу, география которой необычайно широка. Вы побываете во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Беларуси и Швеции, погрузитесь в яркие и самобытные музыкальные истории каждой из этих стран.

Клавесинист-виртуоз, блестящий импровизатор и музыкальный педагог Луи Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, в том числе в Париже, а также в Королевской капелле Версаля. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Французская линия концерта продолжится сочинениями Теодора Дюбуа — композитора, органиста и музыкального педагога, создавшего множество органных сочинений и обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа», а также Марселя Ланкетюи — церковного и концертного органиста, прославившегося своими виртуозными импровизациями. Его самое известное сочинение Токката ре мажор прозвучит в концерте. Concerto Grosso № 8 даровитого композитора и блистательного скрипача Арканджело Корелли создано по заказу кардинала Пьетро Оттобони и известно во всем мире как «Рождественский концерт». За основу взят мотив из рождественского хорала, проходящий во всех частях сочинения с различными изменениями в темпе, ритме и т. д. Заголовок концерта Fatto per la notte di natale в переводе с итальянского означает «совершено в ночь на Рождество». Инструментальный шедевр предстанет в органной версии.

Иоганн Людвиг Кребс, чья хоральная обработка прозвучит в этот вечер, —  немецкий композитор, лютнист и органист. Ученик Баха, продолживший линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии, он создал сотни сочинений, манускрипты которых хранятся в Берлинской библиотеке. Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов.   Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен загадочной пьесой «Рождество», с зашифрованной мелодией, которую вы наверняка узнаете.   Неповторимую ауру Скандинавии представляют сочинения Оскара Линдберга и Отто Ульсона. Линдберг — шведский композитор, органист, в творчестве которого соединились черты стилей Рахманинова и Сибелиуса, народной музыки и элементов импрессионизма. Интереснейший композитор, органист, педагог и органный эксперт Отто Ульсон совмещал концертную деятельность со службой в церкви Густава Васы в Стокгольме, где прослужил на посту органиста полвека! Был приверженцем французского стиля, что отразилось и на установке новых органов, создание которых он консультировал. Ульсон писал в самых различных жанрах. Самое его популярное сочинение — Реквием. Эффектная пьеса Motus белорусского композитора Константина Яськова представит музыку нового поколения. Присоединяйтесь к Большому рождественскому диалогу!

Программа:
Луи Маршан (1669–1732)  Большой диалог до мажор
Арканджело Корелли (1653–1713) Concerto grosso in sol minore, op. 6 No. 8. Fatto per la Notte di Natale' (Christmas concerto), переложение для органа Дэвида Кэмерона
– Vivace – Grave. Arcate, sostenuto e come stà
– Allegro
– Adagio – Allegro – Adagio
– Vivace
– Allegro – Largo. Pastorale
Иоганн Людвиг Кребс (1713–1780) Хоральная прелюдия фа мажор Wie schön leuchtet der Morgenstern (Как красиво сияет утренняя звезда) Krebs-WV 552
Макс Регер (1873–1916) Weihnachten (Рождество) ор. 145 No. 3
Оскар Линдберг (1887–1955) Соната для органа соль минор в 4-х частях: Marcia elegiaca – Adagio – Alla Sarabanda – Finale
Жозеф Йонген (1873–1953) Хорал ми мажор, ор. 37 No. 4
Теодор Дюбуа (1837–1924) Fiat lux (Да будет свет) из цикла Douze Pièces Nouvelles pour orgue
Отто Ульсон (1879–1964) Две хоральные прелюдии ор. 36:
No. 1. Advent (Адвент)
No. 3. Jul (Рождество).
Константин Яськов (р. 1981*) Motus из Триптиха для органа
Марсель Ланкетюи (1894–1985)

Исполнитель:
Каллиника Медведева, орган
Беларусь


31.12 16:00 Органный концерт «Рождественская встреча: Бах и Вивальди»

Рождественская встреча: Бах и Вивальди.  Две вершины эпохи барокко Германии и Италии.

Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Харизматичный аббат и лейпцигский кантор никогда не встречались в своем земном бытии, но в волшебное время рождественских и новогодних праздников нет ничего невозможного, поэтому… они встретятся в ярком, искрящемся неиссякаемой радостью концерте Лидии Кузнецовой.  Лейпцигский кантор высоко ценил и тщательно изучал творчество гениального рыжего аббата, создав целый ряд уникальных органных транскрипций его инструментальных концертов. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Концерты ре минор и ля минор, представленные в баховской транскрипции, занимает топовое место в репертуаре Короля инструментов. Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, многочисленные хоральные обработки и труднейшие для исполнения трио-сонаты.

Протестантский хорал и хоральная обработка играют одну из ключевых ролей в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов» Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.

Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Концерт завершится самым известным органным сочинением в мире. Да, это легендарная Токката и фуга ре минор, авторство которой до сих пор оспаривается исследователями творчества Иоганна Себастьяна.

Рождественская встреча: Бах и Вивальди — присоединяйтесь!

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Das alte Jahr vergangen ist («Уходит старый год») WV 614 из цикла «Органная книжечка»
Фантазия соль мажор BWV 572
Хоральная обработка Dies sind die heil'gen zehn Gebot' (Десять священных заповедей) BWV 678 из третьей части «Клавирных упражнений»  
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах   Концерт ре минор BWV 596:
(Allegro) – Grave – Fuga
Largo e spiccato
Finale
Иоганн Себастьян Бах Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
Хоральная обработка Schmücke dich, o liebe Seele (Преобразись, возлюбленная душа) BWV 654 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Антонио Вивальди – Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор BWV 593: Без обозначения темпа – Adagio – Allegro
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:
Лилия Кузнецова, орган


31.12 20:00 Органный концерт «Новогодний круговорот с Бахом, Вивальди и Пьяццоллой»

Новогодний круговорот с Бахом, Вивальди и Пьяццоллой.  Не верите в чудеса? А зря, потому что в это вечер к праздничной компании гениев присоединятся еще и Ференц Лист с Хесусом Гуриди!

    Санкт-Петербургский концертный дуэт создаст праздничное настроение даже в морозный предновогодний вечер, увлекая вас в праздничный хоровод пленительных мелодий, безудержных ритмов и небесных гармоний!  Главный новогодний сюрприз – это … Круговорот, в котором одновременно встретятся все ЧЕТЫРЕ времени года эксцентричного венецианского аббата. Да, конечно же это легендарные «Времена года», соединенные в интереснейший парафраз для скрипки и органа. «Времена года» Вивальди – философское размышление о круговороте жизни и эталон композиторского совершенства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.  

    «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы – погружение в неповторимую энергетику этого удивительного города и судьбы людей, обитающих в извилистых улочках и тупиках предпортовых районов столицы Аргентины, — ведь именно там родилось Танго! Окружающий мир глазами двух гениев предстает таким разным, но одинаково заставляет восхищаться полнотой жизни, виртуозно запечатленной в музыке.  

    В Ave Maria Баха-Гуно, которая прозвучит в версии для органа соло, сошлись два столетия. Прелюдия до мажор – самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики, получив и свое бессмертное вокальное воплощение.

    Ференц Лист — блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма, не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа.  Яркий акцент вечера – сочинение Хесуса Гуриди, сыгравшего ключевую роль в развитии испанской и баскской музыке первой половины XX века. Композитор писал в традициях позднего романтизма, унаследованных от Вагнера, и находился под сильным влиянием самобытной культуры басков. Кроме того, на праздник заглянет Севильский цирюльник –  прозвучит Фантазия на тему бессмертного шедевра Россини французского скрипача и композитора скрипача Сенжеле.

    Новогодний круговорот с Бахом, Вивальди и Пьяццоллой — музыкальные чудеса в последний день уходящего года!

Программа:
Ференц Лист (1811–1886) Nun danket alle Gott
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria, переложение для органа соло
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Времена года: Круговорот, переложение для скрипки и органа
Александр Гильман (1837–1911 ) Offertoire на темы рождественских гимнов
Астор Пьяццолла (1921–1992) Времена года в Буэнос Айресе: Зима, переложение для скрипки и органа
Хесус Гуриди (1886–1961) Финал
Жан Батист Сенжеле (1812–1875) Фантазия на темы из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», переложение для скрипки и органа Екатерины Маришкиной

Исполнители:
Санкт-Петербургский концертный дуэт :
Заслуженный артист России Марк Таубе, скрипка
Лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина, орган


2.01 Органный концерт «Сны и сказки Рождества»

Сны и сказки Рождества — праздничный подарок в первый день Рождества от выдающегося петербургского органиста Юрия Семенова. Загадочная история трех апельсинов и пасторальная тишина, неспешность колыбельной и мощь хоралов… Бах и Прокофьев, Мендельсон и Франк — лучшие страницы органной истории будут перевернуты специально для вас!

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Особый интерес вызывает опус гениального композитора и пианиста Ференца Листа по сочинению, написанному Отто Николаи к юбилею Кёнигсбергского университета в 1844 году для большого оркестра, хора и органа получившему название «Праздничная церковная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott».

Шесть Сонат занимают центральное место в органном творчестве Феликса Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой удивительное соединение различных форм и жанров: это церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка, которую не обошел вниманием в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Убежденный «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!  Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии и удивительные циклы органных миниатюр по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. В этот вечер у вас появится уникальная возможность сравнить, как разные композиторы по-разному «слышали» колыбельные. Прозвучит колыбельная Луи Вьерна и колыбельная Игоря Стравинского из легендарного балета «Жар-птица».

Сны и сказки Рождества ждут вас!

Программа:
Сергей Прокофьев (1891–1953) Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
Игорь Стравинский (1882–1971) Колыбельная из балета «Жар-Птица»
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1
Пастораль фа мажор BWV 590
Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731
Ференц Лист (1811–1886) Церковная праздничная увертюра на хорал Ein feste Burg ist unser Gott
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op.65 № 4:
Allegrо con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso
Луи Вьерн (1870–1937) Колыбельная из сборника «24 характерных пьес для органа»
Сезар Франк (1822–1890) Хорал ми мажор

Исполнитель:
Юрий Семенов, орган


3.01 Органный концерт «Рождество с Бахом плюс»

Рождество с Бахом плюс — за органом Даниэль Зарецкий, один из самых знаменитых и востребованных органистов нашего времени. В центре внимания великий лейпцигский кантор Иоганн Себастьян Бах, выдающиеся французские композиторы и…не только.  

Яркий старт концерта – знаменитая Мелодия для трубы ре мажор американского композитора и органиста XX века Дэвида Джонсона, звучащая на рождественских богослужениях несчетное количество раз! В переложении для струнного оркестра она была исполнена на свадьбе дочери Ричарда Никсона в 1971 году в Розовом саду Белого дома. Большинство европейских композиторов, активно писавших для Короля инструментов в разные времена и эпохи, за редким исключением, виртуозно владели органом и в течение многих лет служили в церкви. Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен во всем разнообразии сочинений для своего любимого инструмента.  Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Иоганн Себастьян был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Изысканная Пастораль относятся к Веймарскому периоду творчества, когда Иоганн Себастьян достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора движется к зрелости и расцвету. Яркий акцент вечера —  органная транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского IV. Наследный герцог и талантливый композитор скончался в возрасте 18 лет, оставив 20 интересных и ярких сочинений.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику? Теодор Дюбуа – композитор, органист и музыкальный педагог, создал множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа». Блестящий финал концерта —  Фестивальная токката Перси Истмана Флетчера —  британского композитора, автора многочисленных сочинений для духового оркестра.

Рождество с Бахом плюс — лучшие страницы органной летописи!

Программа:
Дэвид Джонсон (1922–1987) Мелодия для трубы ре мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из оркестровой сюиты №3 ре мажор
Концерт соль мажор BWV 592: Allegro – Grave – Presto (транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского IV)
Две хоральные фантазии:
Nun komm der heiden Heiland a 2 Clav. e Pedale BWV 659
Nun komm der heiden Heiland Canto fermo in Pedale BWV 661
Ария из Пасторали BWV 590
Фантазия соль мажор BWV 572
Теодор Дюбуа (1837–1924) Токката
Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и токката из Органной симфонии N 5 фа мажор
Перси Флетчер (1879–1932) Фестивальная токката

Исполнитель:
Заслуженный артист России, лауреат премии «Органист года»
Даниэль Зарецкий, орган


4.01 Органный концерт «Рождество в Веймаре: Бах и Лист»

Хотите провести Рождество в Веймаре в компании Баха и Листа?  Одна из самых ярких органисток нашего времени Юлия Глазкова ждет вас!  Именно в этом городе Иоганн Себастьян Бах создал лучшие опусы для органа, а Король инструментов был в центре его внимания. Здесь были рождены знаменитая Пассакалия, токката и фуга ре минор, прелюдии с фугами ля и до минор, начата работа над Органной книжечкой – сборником хоральных обработок, отражающих праздники литургического календаря.  В Веймаре Бах почти десять лет служит в качестве органиста, а также музыканта и помощника капельмейстера оркестра. Один из величайших мастеров XIX столетия Ференц Лист прожил в Веймаре достаточно долго и считал этот период своей жизни самым счастливым. Он поставил за 11 лет более сорока опер, организовал исполнение сочинений Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, преподавал в Высшей школе музыке, которая теперь носит его имя. Здесь он написал большую часть Венгерских рапсодий и симфонических поэм, программных симфоний и фортепианный цикл «Годы странствий». Благодаря Листу, провинциальный Веймар стал истинным центром музыкальной жизни Европы.

Органная тема проходит через всю жизнь Иоганна Себастьяна. В концерте вы услышите масштабные многочастные циклы, хоральные обработки и транскрипции великого мастера. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Прелюдия и фуга ре мажор создана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Финал концерта — легендарная Токката и фуга ре минор, авторство которой до сих пор… вызывает сомнения у исследователей баховского творчества.  Гениальное творчество Баха влияло, влияет и будет влиять на многочисленных композиторов и исполнителей разных стран и эпох.  Величайшие композиторы мира в разное время использовали в своих сочинениях код имени Иоганна Себастьяна Баха B-A-C-H, в котором четыре буквы соответствуют четырём звукам. Этот музыкальный мотив живет более, чем в 400 сочинениях. Прелюдия и фуга на тему BACH – одно из трёх масштабных сочинений для органа Ференца Листа. Пусть количество листовских органных опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга мирового репертуара. Сделав переложение своей же симфонической поэмы «Орфей», он еще раз доказал, что орган способен заменить целый оркестр.

Рождество в Веймаре – встреча Баха и Листа.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh' sei Ehr (Слава в Вышних Богу) BWV 662
Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678 – 1741) Концерт ля минор для органа BWV 593 в трех частях: (I часть) – Adagio – Allegro
Ференц Лист (1811 – 1886) Фантазия на тему B-A-C-H (1855)
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия O Lamm Gottes unschuldig (О, невинный Агнец Божий) BWV 618
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Юлия Глазкова, орган


5.01 Органный концерт «Ave Maria и Времена года»

Ave Maria и Времена года. Удивительное путешествие во времени с остановками в странах Европы и Аргентине в неподражаемой компании скрипки, бандонеона и органа.

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор –  самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор», ставшая любимицей публики и получившая бессмертное вокальное воплощение.

Совсем иная история у Ave Maria, написанной властелином танго Астором Пьяццоллой. В оригинале  музыка написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена, как и бессмертный Oblivion, для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV», с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984.  Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Итальянская певица Мильва рассказывала, что в 1992 году, незадолго до смерти, Пьяццолла вручил ей рукопись со словами: «Исполните, когда сочтете необходимым». Ave Maria была исполнена Мильвой впервые в 2000 году, после чего даже инструментальные варианты этого шедевра чаще всего исполняют именно под этим названием, настолько точно слова молитвы отражают удивительную умиротворяющую трансцендентную атмосферу этого сочинения. Автору гениальной музыки к фильму был посмертно был присужден приз «Грэмми» в категории «Лучшая инструментальная композиция». В этот же вечер прозвучит «Зима» из легендарного цикла «Времена года в Буэнос-Айресе» – лирической сюиты о чувствах и судьбе маленького человека в большом городе.

Сольный орган представлен Итальянским концертом Баха, органично вписанным в канву концерта — ведь великий Астор родился в семье с итальянскими корнями! Клавирный концерт – новый жанр, созданный Бахом, возник он на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов. Наиболее известны из них органные транскрипции струнных концертов Вивальди. Интересно, что почти все баховские клавирные концерты изначально были написаны как скрипичные, а уже затем были переложены самим Иоганном Себастьяном для клавира. Итальянский концерт, созданный в 1735 году – всемирно признанный шедевр для клавира соло, в названии которого уже заложена география жанра.

Какое же Рождество без звучания ноэлей?  Ноэль — изложение евангельских сюжетов, связанных с Рождеством, чаще всего — о поклонении Младенцу пастухов и волхвов. Жанр пережил расцвет в XVI веке, когда Европа испытала первый серьезный всплеск нотопечатания. Наряду с одноголосными создавались и многоголосные ноэли, рождались из григорианских хоралов, секвенций, гимнов. Они были переложены для самых различных музыкальных инструментов, в том числе и для органа. Вы услышите два ноэля Луи Клода Дакена – мастера рококо, композитора, и блестящего клавирного импровизатора.

Ave Maria и Времена года — чудесный рождественский подарок от любимых петербургских музыкантов.

Программа:
Луи Клод Дакен (1694 – 1772) Два ноэля
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) – Шарль Гуно (1818-1893) Ave Maria
Итальянский концерт BWV , переложение для органа
Владимир Вавилов (1925 – 1973) Ave Maria, (приписывалось Джулио Каччини), переложение для скрипки и органа
Астор Пьяццолла (1921 – 1992) Milonga del Angel
Tanti anni prima (Ave Maria)
Oblivion
Milonga de la Anunciation
Времена года в Буэнос-Айресе: Зима
Аранжировки для бандонеона, скрипки и органа Наталии Козловой

Исполнители:
Заслуженный артист РФ
Марк Таубе, скрипка
Лауреаты международных конкурсов
Наталия Козлова, бандонеон
Екатерина Маришкина, орган


6.01 Органный концерт «Сочельник под орган»

Сочельник под орган — Германия и Франция, Бах и Сен-Санс, Мендельсон и Боэльман встретятся в этот волшебный вечер в роскошной программе Марии Лобецкой.

Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Цикл из Шести сонат – центр его органного мира. В сонатах переплетены самые разные жанры: это и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Яркий акцент концерта — фрагменты знаменитой Рождественской оратории Сен-Санса в разнообразных транскрипциях для органа, в том числе — самой Марии Лобецкой. Рождественская оратория, написанная двадцати трехлетним композитором всего за 12 дней, — подлинный шедевр, исполненный света и умиротворения, по-французски утонченный и божественно мелодичный. В нем присутствует не только сам Иоганн Себастьян Бах, в подражание которому написана чудесная пасторальная прелюдия, открывающая ораторию, но и мелодии очаровательных французских народных песенок, что придаёт сочинению абсолютно особый колорит.

Сочельник под орган — добро пожаловать в светлый мир Рождества!

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 542
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа № 4 си бемоль мажор ор. 65\4:
Allegro con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso
Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита для органа ор. 25:
Introduction – Choral-Menuet gothique-Prière à Notre-Dame – Toccata
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Фрагменты из Рождественской оратории:
Молитва в транскрипции Пермана
Прелюдия №1 в стиле Баха в транскрипции для органа Марии Лобецкой
Хор Tollite hostias в транскрипции для органа Эжена Жигу
Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор BWV 572 (Пьеса во французском стиле)

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Мария Лобецкая, орган


7.01 Органный концерт «Дорога в Рождество с Вивальди и Чайковским»

Дорога в Рождество с Вивальди и Чайковским — праздничный подарок в первый день православного Рождества от неутомимой Марии Блажевич, долгожданной гостьи фестиваля, неизменно поражающей публику программами-фейерверками.

Рождество – торжество обновления, время, исполненное радости, света и любви. Семейные посещения церкви и неспешные разговоры за праздничным столом. Сюрпризы и подарки. Радостное ожидание гостей и ответные визиты. Катание на санях и игра в снежки, и…конечно же, много прекрасной музыки. Все эти дороги встречаются пересекаются, сливаясь в одну, ведущую в Рождество. Франция и Германия, Италия и Канада, барокко и музыка наших дней – удивительный рождественский калейдоскоп, феерия эпох и жанров. «Времена года» Вивальди и рождественские хоральные прелюдии из «Органной книжечки» Баха, вариации Дандриё, и фрагменты из самого «рождественского» балета Петра Ильича Чайковского!  

Одно из самых популярных классических сочинений в мире — «Времена года» Антонио Вивальди — цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит органная версия.  Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.

Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Иоганном Себастьяном в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Изысканная Пастораль относятся к Веймарскому периоду творчества, когда Бах достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора близится к зрелости и расцвету.

Французский гость вечера Жан Франсуа Дандриё родился в семье художников и музыкантов. Одаренный и не по годам развитый ребенок, он впервые выступил на публике, когда ему было 5 лет, играя на клавесине для короля Франции Людовика XIV и его двора. Эти концерты положили начало очень успешной карьере Дандриё как клавесиниста и органиста. Один из самых ярких музыкантов наших дней — немецкий композитор Ханс-Андре Штамм, в 7 лет начал изучать игру на фортепиано и органе, а в 11 лет уже гастролировал по Европе как органист-виртуоз.

Дорога в Рождество с Вивальди и Чайковским — пройдите по ней вместе с замечательной органисткой Марией Блажевич.

Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) Зима из концерта «Времена года» (переложение для органа)
Жан Франсуа Дандриё  (1682–1738) Вариации на рождественскую песню Joseph est bien marié (Иосиф удачно женился)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Шесть рождественских хоральных прелюдий из «Органной книжечки»
Петр Ильич Чайковский (1840–1893) Фрагменты балета «Щелкунчик» в  переложении для органа:
– Марш
– Китайский танец
– Арабский танец
– Танец феи Драже
– Трепак
Дени Бедар (1950*) Ноэль и Токката на тему Il Est Né Le Divin Enfant (Рождается божественное дитя )
Ханс-Андре Штамм (1958*)  Павана на рождественскую песню
Иоганн Себастьян Бах Пастораль
Токката, адажио и фуга до мажор
Джеймс Скотт (1885–1938)  Праздник Рождества (фантазия на темы песен Carol of the bells, Holy night,  Jingle bells, We wish you merry Christmas)

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Мария Блажевич, орган


8.01 Органный концерт «Мелодии рождества». Закрытие V органного фестиваля «Венок Рождества»

Мелодии Рождества – роскошный праздничный подарок от Александры Зарянкиной и Екатерины Маришкиной. Дивное сочетание голоса и органа погрузят вас в мистическую атмосферу одного из самых светлых праздников. Старинные кэролы и популярные хиты Стайна, Тиля и Уэббера, – залог прекрасного настроения в первый день Рождества по юлианскому календарю.

Кэрол – многоголосная композиция на латинские и английские тексты, которые исполнялись во время церковных процессий. Со второй половины XVII веке кэролами стали называть народные баллады на рождественские тексты. В XVII — начале XIX они исполнялись сельскими хорами на Рождество. В XX столетии на волне возрождения старинного английского фольклора к кэролу обратились многочисленные современные композиторы. Сольный орган представлен ноэлями Дакена и Гильмана, жанром, который пережил расцвет в XVI веке, когда Европа испытала первый серьезный всплеск нотопечатания. Наряду с одноголосными создавались и многоголосные ноэли, рождались из григорианских хоралов, секвенций, гимнов. Они были переложены для самых различных музыкальных инструментов, в том числе и для органа. Луи Клод Дакен –— французский композитор эпохи рококо, клавесинист и органист, блестящий импровизатор и виртуоз. Органист Королевской капеллы и Собора Парижской Богоматери. Автор легендарной пьесы «Кукушка», входящей в топ сочинений для клавира, а также многочисленных сочинений для органа, клавесина и других инструментов, в том числе, и ноэлей. Александр Гильман — выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки. Сочинения таких композиторов как де Гриньи, Клерамбо, Маршан обрели известность благодаря его энтузиазму. Музыкант был инициатором открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris — частная консерватория в Париже, основанная в противовес Парижской консерватории с акцентом ее на оперу, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке. Основная часть его органных сочинений собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях».  В органной версии прозвучит знаменитое Libertango и Ave Maria Астора Пьяццоллы для голоса в сопровождении Короля инструментов, а также шедевр Баха-Гуно, одна из самых популярных музыкальных версий молитвы к Пречистой Деве. Ярчайшие акценты концерта – Серенада для органа малоизвестного в России британского композитора и дирижера, нашего современника Дерека Буржуа и основанная на трёх григорианских мелодиях пьеса Gregorianа Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже.

Мелодии Рождества – подарите себе незабываемый праздник!

Программа:
Луи Клод Дакен (1694–1772) Ноэль
Старинный английский кэрол The first nowell, аранжировка Бернарда Девагтера
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)  –  Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Новогодний английский кэрол Deck The halls!, аранжировка Бернарда Девагтера
Адольф Адан (1803–1856) O holy night!
Александр Гильман (1837–1911) Оффертуар на два ноэля
Дерек Буржуа (1941*) Серенада
Жюль Стайн (1905–1994) Let it snow!
Наджи Хаким (1955*) Gregoriana
Астор Пьяццолла (1921–1992) Libertango
Эндрю Ллойд Уэббер (1948*) Memory
Роберт Тиль (1922–1996) What a wonderful world!

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Александра Зарянкина, сопрано
Екатерина Маришкина, орган


Продолжительность каждого концерта – 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург