Описание
Французская органная музыка эпохи барокко представляла собой уникальное явление – нечто вроде автономной системы, замкнутой в себе самой, функционирующей по собственным законам и практически не заимствующей какие-либо идеи из внешнего мира. Именно здесь, в своеобразном стилистическом «монастыре», сложился собственный язык органной музыки – резко отличающийся от других «европейских органных языков», основанный на устойчивых формулах и чётких шаблонах, охватывающих все составляющие музыкальной ткани – интонацию, гармонию, ритмическую и жанровую сторону, орнаментику и регистровку.
Луи Маршан, Франсуа Куперен и Луи-Николя Клерамбо – имена, которые справедливо помещают на вершину французского стиля: на рубеже XVII–XVIII веков их музыка стала своего рода эталоном, в котором сконцентрировались самые яркие и значительные черты национальных традиций органного письма. На их наработки впоследствии ориентировались немецкие композиторы «золотого века», в чьём творчестве присутствуют элементы французского стиля – Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман.
Бах нередко обращался к французским идеям, переосмысляя их сообразно собственному видению идеалов органной музыки, отказываясь от эффектности в пользу сосредоточенной глубины, либо же осознанно используя «французский блеск» как выразительное средство. Прелюдия и фуга BWV 552 – одно из наиболее торжественных сочинений в своëм жанре – обладает той «церемониальностью», которая встречается у Баха достаточно редко: опора на типичные черты французской увертюры достигает здесь своего рода апофеоза. Внешняя пышность этой музыки уравновешивается исключительной содержательностью, выраженной в сложной внутренней структуре: трëхтемная прелюдия, где каждая из тем контрастна двум другим одновременно, сочетается с тройной фугой, построенной по такому же принципу.
Исполнители:
Мария Моор (сопрано)
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Франсуа Куперен (1668–1733)
Offertoire sur les Grands Jeux до мажор из Messe pour les Paroisses («Приходской мессы»)
Луи Николя Клерамбо (1676–1749)
Suite du Premier Ton (Сюита первого тона) из сборника Livre d'orgue (1710)
Grand plein jeu
Fugue
Duo
Trio
Basse et Dessus de Trompette
Récits de Cromorne et de Cornet séparé, en Dialogue
Dialogue sur les Grands Jeux
Кантата для сопрано и органа L'amour piqué par une abeille («Амур, ужаленный пчелой»)
Récitatif
Air
Récitatif et Air
Air gai
Récitatif
Air
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552
Луи Маршан, Франсуа Куперен и Луи-Николя Клерамбо – имена, которые справедливо помещают на вершину французского стиля: на рубеже XVII–XVIII веков их музыка стала своего рода эталоном, в котором сконцентрировались самые яркие и значительные черты национальных традиций органного письма. На их наработки впоследствии ориентировались немецкие композиторы «золотого века», в чьём творчестве присутствуют элементы французского стиля – Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман.
Бах нередко обращался к французским идеям, переосмысляя их сообразно собственному видению идеалов органной музыки, отказываясь от эффектности в пользу сосредоточенной глубины, либо же осознанно используя «французский блеск» как выразительное средство. Прелюдия и фуга BWV 552 – одно из наиболее торжественных сочинений в своëм жанре – обладает той «церемониальностью», которая встречается у Баха достаточно редко: опора на типичные черты французской увертюры достигает здесь своего рода апофеоза. Внешняя пышность этой музыки уравновешивается исключительной содержательностью, выраженной в сложной внутренней структуре: трëхтемная прелюдия, где каждая из тем контрастна двум другим одновременно, сочетается с тройной фугой, построенной по такому же принципу.
Исполнители:
Мария Моор (сопрано)
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Франсуа Куперен (1668–1733)
Offertoire sur les Grands Jeux до мажор из Messe pour les Paroisses («Приходской мессы»)
Луи Николя Клерамбо (1676–1749)
Suite du Premier Ton (Сюита первого тона) из сборника Livre d'orgue (1710)
Grand plein jeu
Fugue
Duo
Trio
Basse et Dessus de Trompette
Récits de Cromorne et de Cornet séparé, en Dialogue
Dialogue sur les Grands Jeux
Кантата для сопрано и органа L'amour piqué par une abeille («Амур, ужаленный пчелой»)
Récitatif
Air
Récitatif et Air
Air gai
Récitatif
Air
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552