«Органные вечера в Старой Коломне» – о захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Татьяны Андриановой «Органный вечер по-немецки, по-французски и по-русски», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 25 июня в 19:30.
В программе концерта московской органистки Татьяны Андриановой орган «заговорит» на разных языках. Прозвучат сочинения от начала XVIII века до второй половины XX века. Будут исполнены как духовные, так и светские произведения немецких, французских и русских композиторов этого обширного периода. Особое место в программе занимает пьеса российского современного композитора Юрия Буцко. Его Токката является частью сборника «Большая полифоническая тетрадь». Подобно М.И. Глинке, который в своём творчестве мечтал «сочетать законным браком русский мелос и немецкую фугу», Буцко соединяет орган и православные песнопения.
Татьяна Андрианова – известная московская органистка и концертмейстер коллектива «Мастера хорового пения» радиостанции «Орфей». Она активно концертирует в качестве солиста-органиста и участника ансамбля старинной музыки. Татьяна Андрианова работает в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Концерт откроет Сюита 2-го тона в 7-ми частях Л.-Н. Клерамбо – французского композитора, органиста и клавесиниста рубежа XVII-XVIII веков. Он был придворным музыкантом Людовика XIV. Мастерству органной игры Клерамбо учился у А. Резона. На протяжении всей жизни он занимал пост органиста в различных парижских храмах. Его музыка написана в изысканной клавирной манере, требующей определённых знаний при исполнении мелизмов и техники inégalité. Названия пьес часто соответствуют регистрам, которые необходимо использовать.
Хоральные органные обработки И.С. Баха – это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов – возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера. Прозвучит хорал «Я не оставлю Бога». Прелюдия и фуга ля мажор сочинены молодым композитором в Веймаре около 1716 года.
Великий В.А. Моцарт не написал ни одной оригинальной пьесы для органа соло. Существует несколько произведений, созданных для механического органа – самоиграющего музыкального инструмента, имитирующего оркестр. Будет исполнено Adagio и Allegro фа минор.
«6 этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано – инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. В программу концерта включён Этюд № 1 до мажор.
Немецкий композитор, пианист, органист и теоретик З. Карг-Элерт жил на рубеже XIX-XX веков. В западном музыкальном мире его творчество признано и широко известно, тогда как в России он не так популярен. На создание первого органного сочинения - «66 хоральных импровизаций», ор.65 – композитору потребовалось целых 4 года. В процессе работы он погрузился в изучение литургических текстов. Масштабное произведение состоит из 6 тетрадей по 11 пьес в каждой. Оно предназначено как для концертной, так и для богослужебной практики. Материал тетрадей распределяется согласно событиям церковного года. В пьесах много ремарок автора, предписывающих определённый характер, темп, тембр, жанр и пр. Прозвучат 2 импровизации.
М. Дюпре – выдающийся французский органист-импровизатор и композитор XX века. Он учился в Парижской консерватории у А. Гильмана и Ш.-М. Видора, а его учеником был О. Мессиан. Композиторское наследие Дюпре включает 65 опусов в различных жанрах. Большую часть из них составляют органные сочинения. Будет исполнен Magnificat IV из сборника «Вечерня Богородицы».
Особое место в программе занимает пьеса российского современного композитора Юрия Буцко. Его Токката является частью сборника «Большая полифоническая тетрадь». Подобно М.И. Глинке, который в своём творчестве мечтал «сочетать законным браком русский мелос и немецкую фугу», Буцко соединяет орган и православные песнопения.
Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Концерт завершит грандиозный Финал из Симфонии № 1, написанной в 1900 году. Это первый опыт «симфонического» письма для органа, в котором Вьерн ищёт формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики письма своих учителей - С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана.
Программа концерта:
Луи-Николя Клерамбо (1676-1749)
Сюита 2-го тона в 7-ми частях:
Plein jeu - Duo - Trio - Basse de Cromorne - Flûtes - Récit de Nasard - Caprice sur les Grand jeux
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия «Von Gott will ich nicht lassen» («Я не оставлю Бога»), BWV 658
из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Adagio и Allegro фа минор, KV 594
Роберт Шуман (1810-1856)
Этюд в форме канона, ор.56 № 1
Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933)
Две хоральные импровизации, ор.65:
«O Welt, ich muẞ dich lassen» («О мир, я должен тебя покинуть»)
«Nun danket alle Gott» («Ныне все благодарят господа»)
Марсель Дюпре (1886-1971)
Magnificat IV из сборника «Вечерня Богородицы», ор.18
Юрий Буцко (1938-2015)
Токката из «Большой Органной тетради»
Луи Вьерн (1870-1937)
Финал из Симфонии для органа № 1 ре минор, ор.14