Балет «Тысяча и одна ночь»  (Гастроли Приморской сцены Мариинского театра)
12 +

Балет «Тысяча и одна ночь» (Гастроли Приморской сцены Мариинского театра)

Продолжительность
1 ч 45 мин
Описание

Балет в двух действиях
Петербурская премьера cпектакля Приморской сцены Мариинского театра

Дирижер – Эйюб Кулиев

Музыка Фикрета Амирова
Либретто Наили Назировой, Максуда и Рустама Ибрагимбековых
Хореография Эльдара Алиева
Декорации и костюмы Петра Окунева
Художник по свету – Сергей Мартынов
Видеохудожник – Вадим Дуленко
Ответственный репетитор – Александр Курков
Репетиторы: Александра Архангельская, Сергей Золотарёв

Восток и восточная сказка – излюбленная тема балетного театра на протяжении всей истории своего существования. Особая пластика танца, экзотичные для европейского уха ритмы и витиеватые пряные мелодии, богатое убранство обстановки и костюмы с отделкой, достойной называться произведением искусства. Всё это делает спектакли поистине волшебными.

Балет «Тысяча и одна ночь» по мотивам знаменитых арабских сказок был впервые поставлен в 1979 году в Баку, в Азербайджанском театре оперы и балета в хореографии Н.М. Назировой. Музыку к нему написал Фикрет Амиров (1922-1984), к тому времени ставший национальной гордостью республики. В его творческом багаже уже были оригинальные произведения для оркестра (которые любили включать в программы своих концертов такие дирижёры, как Бернстайн и Стоковский), а также оперы и балеты на темы из истории его народа. «Я хочу, чтобы азербайджанская музыка звучала во всём мире», – говорил он и смело вплетал в классические европейские формы восточные мелодии, и подражал звучанию народного оркестра, которое хорошо помнил с детства.

Ещё одним источником вдохновения для композитора было соприкосновение с другими восточными культурами. До написания балета он объездил многие страны – побывал в Ираке, Иране, Турции, Египте, Сирии, Марокко, Индии. Во время каждого визита Фикрет Амиров тщательно изучал местные традиции: «Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое».

Балет «Тысяча и одна ночь» стал квинтэссенцией его исканий и достижений на этом пути. «Философская мудрость, гуманистическое звучание, народность выдающегося памятника средневековой арабской литературы вдохновила меня на создание балета, который был задуман как гимн женщине, её мудрости, духовной красоте», – писал композитор.

Либретто для спектакля создали хореограф Наиля Назирова, неоднократно ставившая балеты на амировскую музыку, и знаменитые литераторы, братья Ибрагимбековы – Рустам, будущий соавтор оскароносных фильмов Никиты Михалкова, и Максуд, писатель, сценарист и режиссёр.

Свой замысел они логично претворили в двух актах балета. С истинно восточной мудростью из тысячи сказок авторы выбрали первую и основную – «Рассказ о царе Шахрияре и его брате». Её повествование перемежается тремя самыми популярными сказками Шехерезады: «Синбад-мореход и птица Рухх», «Аладдин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников». Все истории служат иллюстрации главных качеств женщины, таких как красота, любовь и мудрость.

В музыке балета, согласно сюжету, воссоздаётся колорит Ближнего Востока. Причём Востока не условно-ориентального, а подлинного. Композитор включает в состав оркестра тар (традиционный азербайджанский инструмент) и передаёт богатство арабской ритмики при помощи целого арсенала ударных (бонги, там-там, ксилофон, вибрафон, барабаны, колокольчики, литавры, тарелки и др.). Их роль в партитуре настолько самодостаточна, что некоторые сцены балета идут только под звуки ударных – соло или в ансамбле.

Особой тембровой краской стало использование женского голоса и хора. Их звучание появляется в ключевых моментах драмы: создаёт волнующее настроение в начале балета; выражает горе девушек, приговорённых к смерти; воспевает победу добра и силу женщины в любовном дуэте Шахрияра и Шехерезады.

Балет «Тысяча и одна ночь» Фикрет Амиров посвятил горячо любимой жене и написал на титульном листе партитуры – «Подруге жизни Аиде».

Премьера в 1979 году прошла триумфально. Балет ошеломлял своей красочностью и самобытностью, достоверно передавая поэзию древних сказок в звуках, движениях, живописи.

Зрители Дальнего Востока впервые увидят «Тысячу и одну ночь» в хореографическом воплощении Эльдара Алиева. Уроженец Баку, он в разные годы активно ставил этот балет в Америке и Европе, а для труппы Приморской сцены создал новую редакцию.

Наталья Рогудеева

Спектакль идёт с одним антрактом.


Ballet in two acts
St Petersburg Premiere
Performance by the Primorsky Stage of the Mariinsky Theatre

Conductor: Ayyub Guliyev

Music by Fikret Amirov
Libretto by Nailya Nazirova, Maksud and Rustam Ibragimbekov
Choreography by Eldar Aliev
Set and Costume Designer: Pyotr Okunev
Lighting Designer: Sergei Martynov
Video Designer: Vadim Dulenko
Principal Coach: Alexander Kurkov
Coaches: Alexandra Arkhangelskaya, Sergei Zolotarev

The Orient or the Oriental tale has been a hobbyhorse for ballet theaters over the entire history of their existence. Oriental ballets are truly fairy because of special plastique, unordinary rhythms, exotically ornate melodies, gorgeous scenery, and costumes worthy to be called objets de vertu.

The ballet A Thousand and One Nights was premiered at the Azerbaijan Opera and Ballet Theatre in Baku in 1979. The music was written by Fikret Amirov (1922-1984) who had become a national pride by that time. His creative experience embraced original orchestral pieces – such conductors as Bernstein and Stokowski would include them in their concert programs – as well as operas and ballets on topics of Azerbaijani history. “I want Azerbaijanian music to be played throughout the world,” he said and boldly wove Oriental melodies into European classical forms, imitating a folk orchestra’s sounding he remembered from his childhood.

Any other Oriental culture was another source of inspiration for Fikret Amirov. Before composing the ballet he made tours of Iraq, Iran, Turkey, Egypt, Syria, Morocco and India. During each tour he endeavored to carefully study local traditions. “I aimed to penetrate deeply into the Arab culture of music, Arab sense of rhythm, beauty of Arab musical rites. I studied historic and architectural landmarks. I was faced with the task of making a synthesis of the national and the panhuman.”

A Thousand and One Nights became a quintessence of his creative explorations and achievements. “The ballet was conceived as a hymn to the woman, her wisdom and spiritual beauty and inspired by the national character, sapience and humanistic sounding of the outstanding medieval monument of Arab literature,” the composer wrote.  

The libretto was created by Nailya Nazirova, a choreographer who from time to time staged ballets to Amirov’s music, and the renowned Ibragimbekov brothers: Rustam, a future coauthor of Nikita Mikhalkov’s award-winning movies, and Magsud, a writer, scenarist and film director.

They incarnated their conception in two acts of the ballet. With the truly Oriental wisdom, they made a selection from the book to choose the first and primary tale The Story of the Ruler Shahryar and his Brother. Its narration alternates with the three most popular tales told by Scheherazade: Sinbad the Sailor and the Roc, Aladdin’s Wonderful Lamp and Ali Baba and the Forty Thieves. All the stories demonstrate such female chief traits as love, beauty and wisdom.

In accordance with the plot, the music backcasts the coloring of the Middle East. The ballet Orient is real, not nominal. The composer includes a tar (‘traditionally crafted long-necked lute’) in the score and uses an endless repertoire of percussion instruments – bongos, tom-toms, a xylophone, a vibraphone, drums, bells, timpani, cymbals, etc. – to express the rich Arab rhythmic. Their role in the score is so all-sufficient that some scenes run accompanied by percussion only, whether solo or ensemble.

The use of a female voice on the choral background gives a special tint to the tone color. Their sounding emerges in the key moments to create a fermented mood in the beginning of the ballet or to express the grief of women doomed to death or to sing the victory of good and the woman’s force in the love duet of Shahryar and Scheherazade.

Fikret Amirov dedicated A Thousand and One Nights to his well-beloved wife. “To Aida, my helpmate” is written down on the cover page of the score.

The first night in 1979 was a triumph. The ballet truly expressed the poetry of the ancient tales in sounds, movements and pictures and dazed the audience by its originality and variety of colors.

First in Russia’s Far East the ballet-goers have an opportunity to watch A Thousand and One Nights choreographed by Eldar Aliev. Born in Baku, he staged the ballet in America and Europe over the years. The new version has been created by Eldar Aliev for the Primorsky Stage.

Natalia Rogudeeva

The performance has one interval.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург