29 апреля.
Лицо и тело куклы (по материалам изданий XVIII-начала XXв.).
Новая сцена Александринского театра и журнал «Теория моды: одежда, тело, культура» продолжают цикл «Теория моды» и представляют 25 апреля 2017 года лекцию Марины Костюхиной «Лицо и тело куклы (по материалам изданий XVIII-начала XX в.)».
Лекция посвящена образу куклы в литературе XVIII-начала XX в. Героинями изданий XVIII в. были куклы, произведенные в мастерских Нюрнберга. Головки и конечности кукол этого времени делались из воска или папье-маше, тела шились из лайки и набивались отрубями. В середине XIX в. на смену им пришла кукольная классика, производившаяся на французских и немецких мануфактурах: головка из фарфора и тонкая прорисовка аристократического лица свидетельствовали о сословной культуре тех, кому эти куклы предназначались.
Конец XIX - начало XX в. характеризуется броской внешностью фабричных кукол, что стало признаком наступающего демократизма. Затем последовала эпоха авангарда 1920-х гг., с ее резкими чертами деревянной куклы, простонародной или самодельной. Ее сменил период резиновых заводских болванок, выносливых в условиях военного и послевоенного времени. Далее в обиход вошла пластмассовая и целлулоидная неоклассика кукол советской эпохи 1960-1980-х гг. На смену советской эпохе приходит политическая и экономическая перестройка с лицом Барби. Смена кукольных образов запечатлевается в литературе и в памяти современников как эпохальное событие.
18 мая.
«Ревущие» двадцатые: стиль ар-деко в ювелирном искусстве.
Новая сцена Александринского театра и журнал «Теория моды: одежда, тело, культура» продолжают цикл «Теория моды» и представляют 18 мая 2017 года лекцию Галины Габриэль «Ревущие» двадцатые: стиль ар-деко в ювелирном искусстве».
Лекция посвящена одному из самых ярких художественных явлений XX века - стилю ар-деко. Он нашел отражение во всех видах искусств 1920-х годов, но может быть наиболее полно и экстравагантно воплотился в ювелирном деле. Вдохновленный социальными изменениями в обществе, различными течениями в живописи и скульптуре, классикой и модернизмом, бурным техническим прогрессом, стиль ар-деко стал воплощением элегантной роскоши и одновременно началом авангардного направления в ювелирном деле.
Стилистические особенности ювелирного искусства эпохи ар-деко рассматриваются в контексте деятельности таких ювелирных фирм как Cartier, Van Cleef & Arpels, Boucheron, Mauboussin, модных домов Пуаре, Шанель, Скьяпарелли. Авангардное ювелирное направление ар-деко исследуется на примере творчества художников Фуке, Сандоза, Тамплие и др.
Галина Николаевна Габриэль – кандидат искусствоведения, зав. кафедрой искусствоведения СПбГИК. Член Союза художников России, Международной Ассоциации искусствоведов. (АИС). С 2000 по 2010 гг. – приглашенный профессор FIT (Институт Моды и Технологии, Нью-Йорк, США) и RIT (Институт искусств и технологии, Ротчестер, США).
Автор более 100 публикаций в различных научных изданиях, в отечественной и зарубежной периодике. Приглашенный спикер телевизионных каналов «Культура», «5 канал», «СТС», «100». Организатор и куратор международных выставок и конкурсов, симпозиумов, научно-практических конференций, председатель и член жюри российских и международных конкурсов ювелирного искусства, моды, дизайна.