ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ
«Как этой хрупкой юной девушке удалось так легко, без единой нотки пафоса, без нагнетания драмы не просто справиться, а глубоко проработать и точно подать такую больную тему? Война сама по себе – тема опасная, легко скатиться в переписывание истории или в оценочность. А война в Нагорном Карабахе – это еще и неоконченная история, живая, как и другие современные войны в разных точках планеты. <…> Не знаю, существует ли Премия Мира за произведение искусства, но Валерия за "Черный сад" ее заслуживает точно!».
Виктория Никитина. Интернет-журнал «Лицей» (Петрозаводск)
«Спектакль рассказывает множество реальных историй, преломленных призмой искреннего сопереживания: о том, как военные самолеты кажутся детворе диковинными птицами, о том, как мать поет своему сыну колыбельную, признаваясь, что не знает, где его папа и что с ним, о том, как дети договариваются не произносить слово "отец", потому что большинство из них – сироты. На "войнушка" слишком легко превращается в войну, под свист пуль и грохот взрывов райский сад на заре жизни оборачивается черным садом смерти, руки-ветки с побегами любопытных пальцев корчатся в огне и сжимаются в кулаки. Но главное здесь – не последствия воспитания войной и даже не ее ужас, а то хрупкое взаимодействие между людьми, которое только одно и может спасти, когда земля вокруг встает дыбом. Его ощущение создает летучая, абстрактная телесность действия».
«Как этой хрупкой юной девушке удалось так легко, без единой нотки пафоса, без нагнетания драмы не просто справиться, а глубоко проработать и точно подать такую больную тему? Война сама по себе – тема опасная, легко скатиться в переписывание истории или в оценочность. А война в Нагорном Карабахе – это еще и неоконченная история, живая, как и другие современные войны в разных точках планеты. <…> Не знаю, существует ли Премия Мира за произведение искусства, но Валерия за "Черный сад" ее заслуживает точно!».
Виктория Никитина. Интернет-журнал «Лицей» (Петрозаводск)
«Спектакль рассказывает множество реальных историй, преломленных призмой искреннего сопереживания: о том, как военные самолеты кажутся детворе диковинными птицами, о том, как мать поет своему сыну колыбельную, признаваясь, что не знает, где его папа и что с ним, о том, как дети договариваются не произносить слово "отец", потому что большинство из них – сироты. На "войнушка" слишком легко превращается в войну, под свист пуль и грохот взрывов райский сад на заре жизни оборачивается черным садом смерти, руки-ветки с побегами любопытных пальцев корчатся в огне и сжимаются в кулаки. Но главное здесь – не последствия воспитания войной и даже не ее ужас, а то хрупкое взаимодействие между людьми, которое только одно и может спасти, когда земля вокруг встает дыбом. Его ощущение создает летучая, абстрактная телесность действия».
Алена Мороз / Театр To Go