Исполнители:
Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Дирижер – Антон Лубченко
Солист – Дмитрий Ерёмин, виолончель
Борис Тищенко (1939-2010)
Концерт № 1 для виолончели, семнадцати духовых, ударных и фисгармонии, соч. 23
Пётр Чайковский (1840-1893)
Сюита для оркестра № 1 ре минор, соч. 43
(исполняется без пятой части)
В концертной программе прозвучат инструментальные сочинения композиторов – представителей петербургской композиторской школы, выпускников Санкт-Петербургской консерватории, отметившей в прошлом году 160-летие со дня основания.
Борис Тищенко – один из крупнейших отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков, в творческом наследии которого – произведения практически всех существующих жанров, в том числе два виолончельных концерта.
Первый из них, – написанный, помимо солирующей виолончели, для необычного состава – семнадцати духовых, ударных и фисгармонии, возник по предложению Мстислава Ростроповича и ему же был посвящен. Одночастный концерт, состоящий из нескольких разделов, который сам композитор охарактеризовал, как «Нечто вроде письма к другу», был создан в 1963 году, в период обучения в аспирантуре в классе Дмитрия Шостаковича, и в 1966 году завоевал первую премию на Международном конкурсе «Пражская весна».
Шостакович, высоко оценивший творческую работу своего ученика, признавался: «Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть», и даже сделал новую оркестровку этого сочинения. Однако в программе Концерт № 1 для виолончели, семнадцати духовых, ударных и фисгармонии прозвучит в авторской редакции.
Сюита для оркестра № 1 ре минор, завершенная Петром Чайковским в 1879 году, посвящена Надежде фон Мекк – другу и меценату композитора. В одном из писем, адресованном фон Мекк, Чайковский поделился своими планами: « у меня в голове зародился целый ряд пиес для оркестра, из которых должна образоваться сюита на манер Лахнера». Ссылаясь на творчество немецкого композитора Франца Лахнера, Чайковский, прежде всего, имел в виду его сюиты, в контрастных частях которых находили отражение разные жанры: прелюдия, фуга, менуэт, гавот, скерцо, марш и многие другие.
Исполнительская судьба Сюиты для оркестра № 1 ре минор сложилась благополучно и позже вошла в дирижерский репертуар самого композитора. После московской премьеры критик Осип Левенсон писал: «Этой сюитой Чайковский завоюет себе то, что называется популярностью. Нисколько не унижая своего искусства, он сумел в этом произведении достигнуть той ясности и рельефности, которые делают его общедоступным для массы».