• Описание
  • Отзывы
  • Балеты на музыку И.Стравинского «Свадебка», «Жар-птица»/ «Les Noces», «The Firebird»
    12 +

    Балеты на музыку И.Стравинского «Свадебка», «Жар-птица»/ «Les Noces», «The Firebird»

    В избранном у 1 пользователя
    Продолжительность
    1 ч 10 мин
    Описание

    Балеты на музыку Игоря Стравинского

    Свадебка
    Возрастная категория 12+

    Сценарий, музыка и текст Игоря Стравинского
    Хореография Брониславы Нижинской (1923)
    Декорации и костюмы Наталии Гончаровой (1923)

    Мировая премьера: 13 июня 1923 года, «Русский балет Дягилева», Театр «Гете лирик», Париж
    Премьера в Мариинском театре: 9 июня 2003 года

    Больше десяти лет Стравинский вынашивал замысел «Свадебки», хорового сочинения как «последования типичных свадебных эпизодов, воссоздания из обрывков типичных для данного обряда разговоров». Композитор искал музыкальную форму, оркестровый состав, традиционный фольклорный текст, которые бы представляли подлинный русский обряд, а не описывали свадебное действо в стилизации a la russe.
    Предложенная Стравинским «идея ритуального и не-личного действа» нашла блестящее воплощение в хореографии Брониславы Нижинской. Именно ей, классической танцовщице, когда-то достойной партнерше и союзнице брата Вацлава, а в послереволюционные годы посвятившей себя поискам нового движения, Дягилев доверил постановку этого, так дорогого ему произведения. И как обычно, не прогадал. Парижская премьера «Свадебки» в 1923 году стала фурором, она открыла миру балетмейстера, которому уже одной этой постановки было бы достаточно для пропуска в пантеон великих хореографов ХХ века.

    Отвечая нюансам прихотливой ритмики и метрики музыки, в «Свадебке» говорило и жило движение, не нуждавшееся в пантомиме, сценической бутафории и реалистичных костюмах. Танец ансамбля. По мысли хореографа, каждый артист посредством движения должен был сливаться с целым. Жених и Невеста – лишь части общего ансамбля, передававшего драматизм судьбы и безысходность героев старинной крестьянской свадьбы: словно в девичью косу, которую перед свадьбой расплетают на две и укладывают в женскую прическу, склоняли девушки головы одна к другой, склоняли под причитания и как на плаху. Предельный минимализм в подчиненности танца холодноватой геометрии рисунка, в настойчивом повторении однообразных движений, в простоте двухцветных коричнево-белых костюмов, придуманных Натальей Гончаровой, в нарочитой бесстрастности исполнителей – все в спектакле было актуально в контексте авангарда 1920-х. И в острой современности балета не потерялась исходная русскость «Свадебки» – не лубочная и сувенирная, а условно ритуальная, где действие происходит, как в заведенном механизме: фигурки танцовщиков монотонно перемещаются, словно подчиняясь воле одного повелителя, старинного и непреложного обряда.
    Ольга Макарова

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
    Балетмейстер-постановщик – Хоуард Сайетт
    Художник реконструкции декораций – Борис Каминский
    Художник-технолог реконструкции костюмов – Татьяна Ногинова
    Художник по свету – Сергей Лукин
    Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

    Продолжительность спектакля: 20 минут.

    *****

    Жар-птица
    Возрастная категория 6+

    Музыка Игоря Стравинского
    Либретто Михаила Фокина
    Хореография Михаила Фокина (1910)

    Мировая премьера: 25 июня 1910 года, «Русские сезоны», Парижская опера
    Премьера в Мариинском театре: 26 мая 1994 года

    С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы.

    Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века.
    Ольга Макарова

    Реконструкция Изабель Фокиной, Андриса Лиепы (1994)
    Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
    на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
    Художник по свету – Владимир Лукасевич
    Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

    Продолжительность спектакля: 50 минут.


    An evening of ballets to music by Igor Stravinsky

    Les Noces
    Age category 12+

    Scene plan, music and text by Igor Stravinsky (1923)
    Choreography by Bronislava Nijinska (1923)

    World premiere: 13 June 1923, Les Ballets Russes de Serge de Diaghilev, Théâtre de la Gaîté-Lyrique, Paris
    Premiere at the Mariinsky Theatre: 9 June 2003

    For over ten years Stravinsky was consumed with the idea of Les Noces, a choral work as "a sequence of typical wedding episodes, a reproduction from fragments typical of this ceremony of conversations." The composer sought out the musical form, the orchestral ensemble and the traditional folkloric text, which would represent a genuine Russian rite, and not describe a wedding plot in an a la russe stylisation.
    Stravinsky's proposed "idea of ritual and impersonal action" found its dazzling embodiment in the choreography of Bronislava Nijinska. It was to her, a classical dancer who had once been a worthy partner and co-conspirator of her brother Vaslav, and who in the post-revolutionary years had dedicated herself to seeking out a new movement, that Diaghilev entrusted the staging of this work that was so precious to him. And, as usual, he had not miscalculated. The Paris premiere of Les Noces in 1923 emerged as a forum, and it revealed to the world a choreographer for whom this production alone would have been enough to ensure entry to the pantheon of great 20th century choreographers.

    Responding to the nuances of the capricious rhythms and metrics of the music, in Les Noces the movement spoke and lived, needing no pantomime, stage props and realistic costumes. A dance of the ensemble. In the choreographer's mind, each dancer was to blend with the whole through the movement. The Bride and the Groom are mere parts of the combined ensemble, which conveyed the dramatic character of fate and the perpetuity of the protagonists in an old-style peasant wedding: just like in the maiden's braids, which before the wedding are unplaited into two parts and redressed in a woman's hairstyle, the maidens leaned their heads on each other's shoulders, bowing in ritual lamentation, leaned their heads as on an executioner's block. The extreme minimalism in subordination to the dance in the rather cool geometry of the choreographic drawing, in the insistent repetition of the monotonous movements, in the simplicity of the bicoloured brown and white costumes conceived by Natalia Goncharova and in the intentional impassivity of the performers – everything in the ballet was of its time in the context of the avant-garde of the 1920s. And in the sharp, contemporary nature of the ballet the primordial Russian nature of Les Noces was not lost – not cheaply popular and souvenir-like, but conditionally ritualistic, where the plot unfolds as if in a clockwork mechanism: the figures of the dancers intermingle monotonously, literally submitting to the will of one master, the ancient and immutable ritual.
    Olga Makarova

    Décor and Costumes: Natalia Goncharova (1923)
    Musical Director: Valery Gergiev
    Staged: Howard Sayette
    Décor reproduced: Boris Kaminsky
    Costumes reproduced: Tatiana Noginova
    Lighting: Vladimir Lukin
    Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Yegor Kartashov

    Running time: 20 minutes.

    *****

    The Firebird
    Age category 6+

    Music by Igor Stravinsky
    Libretto by Michel Fokine
    Choreography by Michel Fokine (1910)

    World premiere: 25 June 1910, Les Saisons Russes, Théâtre de l´Opéra, Paris
    Premiere of Michel Fokin’s version at the Mariinsky Theatre: 26 May 1994

    Igor Stravinsky began his career with The Firebird. It was his first commissioned work, his theatrical debut, followed by a huge success. After the ballet was premiered in Paris, this previously unknown aspiring composer was now ranked among the main newsmakers of the new European art. Stravinsky was invited to write a new score for the Ballets Russes by Diaghilev, since Anatoly Lyadov, composer known for his ability to evoke the world of Russian fairy tales, had failed this order on time. Diaghilev who had a knack for discovering new talents had been impressed by young Stravinsky's Scherzo Fantastique for symphony orchestra, which was “burning and sparkling” as choreographer Michel Fokine put it. It was Fokine who came up with a “glowing image” of the Firebird.

    By the time Stravinsky became involved with the score, the libretto had already been completed. Fokine had a clear vision of the ballet and guided the composer. Colourful musical themes of the Firebird, the round dance of the Princesses with its Russian femininity, the “Infernal Dance of All Kastchei's Subjects” that turns into a riot of rhythm, it all grew out of discussions between the composer, choreographer and designers, Alexander Golovin and Léon Bakst. In 1910, they created an export Russian fairy tale and it conquered Paris. Yet in Russia, Stravinsky’s The Firebird was performed only in 1921 Fedor Lopukhov's avant-garde production. Fokine's version of The Firebird, for which Stravinsky created his score, became a part of the Mariinsky Theatre’s repertoire only in the late 20th century.
    Olga Makarova

    Reconstruction: Isabelle Fokine, Andris Liepa
    Set and costume design: Anna and Anatoly Nezhny
    after original sketches: Alexander Golovin, Léon Bakst and Michel Fokine
    Lighting Designer: Vladimir Lukasevich
    Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Yegor Kartashov

    Running time: 50 minutes.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург