«Солнечная линия» Ивана Вырыпаева, пьеса 2015 года, была представлена в том же году во внеконкурсной программе Фестиваля молодой драматургии «Любимовка», сам драматург поставил ее в Польше, в декабре 2017 года премьера пьесы прошла в ЦИМе, постановку осуществил Виктор Рыжаков, который чаще других российских режиссеров обращается к драматургии Вырыпаева. На Новой сцене Александринского театра спектакль по этой пьесе поставила молодой московский режиссер Женя Беркович.
В центре пьесы – диалог Барбары и Вернера, проживших в браке семь лет.
Сам автор называет свое произведение «комедией, в которой показывается, как может быть достигнут положительный результат».
Иван Вырыпаев о «Солнечной линии»:
«Я хотел показать механизм, почему люди не могут найти контакт, что им мешает. В пьесе показано 5-6 таких механизмов: от банальных – когда мы не слышим друг друга и перебиваем, до максимальных – когда мы воспринимаем реальность по-разному: когда один говорит:
– "Я сейчас извинялся перед тобой."
– «Что ты сейчас делал? Это ты сейчас делал?!»
И цель этой пьесы – терапевтическая. Ты можешь проработать для какой-то пары, которая пришла на спектакль, эти механизмы».
Премьера – 4 апреля 2018 года
Режиссер – Женя Беркович
Художник – София Матвеева
Композитор – Олег Гудачев
Хореограф – Анна Закусова
Художник по свету – Игорь Фомин
Помощники режиссера – Екатерина Щербатюк, Екатерина Астраханцева
Продюсер – Никита Владимиров
Выпускающий продюсер – Антонина Дзоценидзе
Барбара – Янина Лакоба
Вернер – Владимир Карпов
Маргарита Павлова
Алексей Егоров
Алексей Максимов
В спектакле звучит Ноктюрн № 1 Джона Филда (1782-1837).
Спектакль идет без антракта.
Совместная постановка с продюсерской компанией «Искусство для людей».
Критики о пьесе Ивана Вырыпаева:
«Иван Вырыпаев написал идеальную комедию. Архетипическую "сцену из супружеской жизни" он довел до полного абсурда. Мужчина и женщина ссорятся ночь напролет, предмет их спора давно забыт, погребен под лавиной взаимных упреков и обид, и к какому "положительному результату" хотят прийти супруги, тоже не ясно. Никаких житейских подробностей кроме даты скорого погашения кредита мы из их разговора не узнаем.
Собственно, сам текст Вырыпаева – виртуозная словесная игра, исключающая какой бы то ни было натурализм или "правду чувств".
Этот обезличенный, искусственный способ говорения свидетельствуют о проблемах с коммуникацией не только в конкретной семье, но в современном обществе вообще, на всех его уровнях – от бесконечного холивара в интернете до международных политических конфликтов».
Марина Шимандина, блог журнала «Театр»
«В том, что касается личного присутствия, "Солнечная линия" представляет собой антитезу простому и энергичному "Кислороду", навсегда переломившему ход новейшей истории российского театра. В прямодушии тогдашнего вырыпаевского манифеста было схвачено существо времени, взыскующего новой искренности и нигилизма – и не находившего их в театре. В искушенных конструкциях вырыпаевских пьес 2010-х искренность спрятана за системой остранений – но и в них сохраняется жизнетворческий потенциал: проходя через пьесу, как через огонь или воду, зритель получает реальный опыт "лечения словом"».
Кристина Матвиенко, Colta.ru
С женой 10 лет вместе, и как минимум половина из диалогов спектакля была в нашей жизни. Понравится далеко не всем, если в ваших отношениях мир и покой, или вы одиноки, смотреть на то, как пара ночь напролет ругается, порой переходя на крик и мат, вряд ли будет приятно. Но даже если пьеса совсем не про вас, сможете насладится великолепным юмором, интересными декорациями и россыпью радующих слух и глаз режиссёрских мелочей, которыми изобилует постановка.
Уже через 5 минут после начала захотелось покинуть зал, в котором, на удивление, не было свободных мест. Диалоги и звуковое оформление вызывают боль в ушах. Театру стоит проявить уважение к своему зрителю - выложить трейлер и саундтрек спектакля на сайте.